Зарубежные бренды не рискуют напрямую выходить на рынок РФ
Международная консалтинговая компании CBRE провела исследование выходов международных брендов в Россию с 2013 года. Оно показало, что последние четыре года наблюдается устойчивая тенденция к снижению числа ритейлеров, выходящих в РФ напрямую, без поддержки франчайзи. В 2019 году на российский рынок вышло лишь 17 брендов, и только три из них решились на открытие магазина или ресторана без локального партнера: Le Labo, Carters`s, J.Z.Peking Duck. Эти цифры являются минимальными за последние шесть лет.
Каждый год количество брендов, открывающих первую торговую точку на московском рынке, сокращается. Если в 2014 году в РФ вышли 57 международных игроков, то в 2019 году полноформатные магазины открыли 17 новых брендов. Также девять ритейлеров в прошлом году вышли в формате корнера, однако в статистике учитываются именно полноценные выходы в формате отдельного монобренда. Примечательно, что число прямых выходов сократилось с 31% в 2016 году до 18% в 2019 год.
Тренд на сокращение прямых открытий обусловлен высоким уровнем неопределенности и нестабильности в экономике страны. Решение выйти через франшизу обусловлено, в первую очередь, желанием снизить риски: если партнер компетентный, то он лучше знает рынок, специфику торговых центров и собственников, понимает арендную политику основных девелоперов, умеет вести переговоры, понимает целевую аудиторию и профессионален в маркетинге. Неудачный выбор франчайзи практически гарантирует бренду закрытие.
Напрямую развиваются чаще всего сильные fashion-группы, с большим портфелем брендов и знанием рынка. Например, группа Inditex, вывившая В Россию 9 брендов группы. Последней премьерой был выход демократичной марки Lefties в 2014 году. Еще один пример прямого развития – Группа H&M, открывшая бренд COS в 2019 году, а до этого – H&M Home и Monki в 2013 году. Недавно стало известно о планах группы по выводу на московский рынок Weekday и & Other Stories, в 2020-м году.
Прямые выходы характерны и для люксового сегмента (поскольку, рынок наиболее устойчив на своих границах: люкс и масс-маркет стабильны, тогда как средний, средний плюс более подвержены рискам). Многие люксовые бренды выходят через таких крупных партнеров и, фактически, монополистов рынка люкса как Mercury, ДжамильKо и Bosco, но затем, по истечении нескольких лет, выбирают путь прямого развития (Bulgari, Burberry и др.).
Напрямую зачастую выходят и премиальные ювелирные изделия, часы, дорогой fashion с сильным брендом и нишевой парфюм. Например: часы A. Lange & Söhne в Столешниковом переулке, cумки и аксессуары Rubeus Milano на Большой Дмитровке, одежда Tsumori Chisato в Смоленском пассаже, нишевой парфюм Le Labo на Малой Бронной, и др.
В период 2013−2015 годов количество партнерских выходов достигало практически 90%. В 2016 году зафиксирован рост доли прямых открытий. Основная заслуга в этой динамике принадлежала брендам косметики.
Ситуацию прокомментировала Александра Чиркаева, руководитель направления аренды торговых помещений CBRE: «В течение последних шести лет каждый третий бренд, выходящий в Россию, ограничивается одним единственным магазином или закрывается. В первую очередь, уходят нишевые, концептуальные марки, которым сложно найти свою аудиторию и релевантную площадку; и бренды, которые ошиблись с выбором локального франчайзи.
Но нередко ритейлеры, закрывшие магазины, набираются сил и возвращаются к нам с новым партнером. Добавлю, что на мировом рынке работает целый ряд популярных ритейлеров, не представленных в России в формате монобренда. В мультибрендах можно найти практически все. Например, у нас нет Old Navy, Abercrombie & Fitch, Urban Outfitters, Arket и AFound, Weekday и & Other Stories.
У нас практически отсутствуют сети международных универмагов, так как это сложный для развития и управления формат: Galleries Lafayette, Selfridges, Primark, La Rinascente. Не представлены в моноформате (не корнер) дизайнерские бренды, такие как Jacquemus, и целый ряд обувных марок».
Источник: CBRE
Фото: открытые источники