Высокое ювелирное искусство в Париже
Традиционно по окончании Недели haute couture в Париже проходят выставки ювелирных украшений знаменитых Домов моды – Haute Joaillerie. И если, к примеру, Dior и Chanel всегда представляют именно свои коллекции драгоценностей, то многие Дома создают совместные показы (такие как представление Chopard не только в витринах выставки, но и в показе Giambattista Valli) или вообще устраивают небольшие шоу с показами самых красивых и дорогих своих украшений, предлагаемых для сезона «весна-лето 2019». В этом сезоне все говорят и будут говорить о нескольких выдающихся коллекциях, которые сразу же вписались в историю моды. Первая из них – это коллекция «Камелия» Дома Chanel.
Сразу хочется поправить восторженную прессу, дружно утверждающую, что только благодаря Коко женщины научились носить броши и ожерелья как многофункциональные аксессуары. Да, в придуманных ею образах длинные нити ожерелья скреплялись брошами и клипсами, ожерелье могло стать пояском или превратиться в так называемое «оперное» ожерелье, где акцент приходился на оголенную спину. Однако, справедливости ради, надо отметить, что многофункциональность украшений была в моде и чрезвычайно развита в ювелирной промышленности времен ар деко и довоенной Европе и США. Этот прием использовали сотни ныне забытых публикой дизайнеров и брендов прошлого, в том числе Марсель Буше, DuJay, Trifari. Коко тут ничего не придумывала, она просто шла в ногу со временем.
«Мои драгоценности могут изменяться, они съемные. Можно демонтировать украшение с ожерелья и использовать его со шляпой или мехом. Таким образом, украшение больше не является неизменной вещью. Жизнь преобразует аксессуар и подчиняет вашим потребностям», – говорила Коко Шанель.
Что же касается новой коллекции, она великолепно повторяет образцы украшений 20-х и 30-х годов, иногда забегая на 40-е (когда та же Коко продавала украшения в Париже во время оккупации). Даже в возобновленной огранке бриллиантов формы багет, столь популярной до Второй мировой, мы видим ностальгию по высочайшему мастерству ушедших мастеров и утраченных традиций.
Центром композиции осталась традиционная для Дома камелия, которую, в отличие от пышной розы, очень легко геометрически проработать для ювелирного украшения. Усыпанная розовыми и белыми бриллиантами, розовыми сапфирами и рубинами, коллекция больше тяготеет к первой коллекции Коко, которую она вместе со своими дизайнерами придумала в начале карьеры для Дома Cartier. Строгие формы, элегантность и много бриллиантов с добавлением нежно любимого Коко жемчуга. Белое золото соседствует с желтым и розовым. Коллекция состоит из 50 предметов, из них 23 – это трансформеры. Как и делали модницы эпохи ар деко, ожерелья и броши предлагается носить и на свитере, и на открытом платье, а также не забывать переставлять камелии с пояса на шляпку или манто.
«Волшебная оправа» (Magical Setting) – так назвали свою коллекцию в Доме Chopard. Многие годы ювелир Каролина Шойфеле (Caroline Scheufele) разрабатывала такой крепеж камней, в котором бы касты и оправа становились практически незаметными, что позволяет ограненным бриллиантам и сапфирам играть в полный блеск, не закрываясь пусть и драгоценным, но все же металлом. Новая система крепежа Magical Setting – это инновация в ювелирной отрасли, такая же как в эпоху барокко трембланты (качающиеся на пружинках камни, при движении создающие мириады огней).
Волшебством и очарованием леса со сказочно красивым кружевом листьев и зверьками наполнена и новая великолепная коллекция Haute Joaillerie Дома Boucheron. Перстни с олененком и ежиком, милые девичьи колечки с бирюзой или бриллиантами, огромные колье с золотыми листьями и такие же серьги. Дом Boucheron также представил украшение-трансформер Jack haute joaillerie из белого золота и бриллиантов с особой конструкцией, когда колье может превращаться в браслет, а центральная вставка в стиле ар деко – убираться и носиться отдельно.
Великолепны крупные перстни с цветами мака, морозника, которые чем-то напоминают работы прошлых лет гениальной Виктуар де Кастеллан (Victoire de Castellane) из Дома Dior. Она, напротив, перенесла эмали с опалами в личные серии своего бренда, оставив Дому Dior традиционное золото с массивными драгоценными камнями.
Бренд Iris van Herpen представил ювелирную маску, закрывающую лицо женщины.
Дом Chaumet вспомнил свои же сокровища 1919 года, во многом повторив те невероятные ожерелья, вошедшие в историю моды. Коллекция Joséphine – это воистину имперские ожерелья, пряжки и кольца с центральным камнем в 10 карат и более. Желтые и чистые бриллианты, изумруды и рубины стали основой новой коллекции этого легендарного Дома, который так любила русская аристократия.
Дом David Morris ослепил поклонниц опалами, турмалинами, бриллиантами и трансформерами. Кольцо Chromatophore признано одним из самых интересных по конструкции и стилю из всех украшений, показанных в четверг в Париже.
Восторженно описывает французская пресса и невероятную «волшебную брошь» от Cindy Chao. Пятнадцатилетие своего Дома здесь отметили созданием броши с загибающимися листьями и центральным камнем в 105 карат. На создание броши Greenovia ушло 2 500 драгоценных камней 6 видов (цавориты, турмалины, хризобериллы, изумруды, сапфиры и александриты). В броши играют 16 оттенков зеленого цвета, а сама основа этого роскошного цветка выполнена из титана.
Ювелирный Дом Harry Winston представил в Париже массивные коктейльные кольца, где главным становится уже классический большой сапфир, рубин, бриллиант или изумруд.
Подводя итоги представленных коллекций, можно подчеркнуть нацеленность ювелиров на ар деко, возрождение интереса к трансформерам и теме природы.
Фото: из открытых источников