Все страны в гости к нам!
Эксперты выяснили, какие из стран являются наиболее активными экспортерами, приводящими в Россию новые бренды, какие марки вышли за последний год на наш рынок и какие пока еще лишь планируют прийти.
В рамках исследования аналитики оценили присутствие в самых крупных городах России (с населением не менее 500 тысяч человек) наиболее популярных и быстро развивающихся брендов. В качестве представленных в городе учитывались лишь те бренды, у которых по состоянию на декабрь 2018 года был в городе хотя бы один монобрендовый магазин, в том числе магазин по системе франчайзинга. Бренды, которые присутствовали только в универмагах, мультибрендовых магазинах, аутлетах или стоковых магазинах, из исследования исключались.
Результаты в целом ожидаемые: абсолютное лидерство среди fashion-брендов – за Италией. Совокупная доля итальянских марок составила 23% от общего числа брендов, принявших участие в исследовании. 1-е место Италия заняла благодаря fashion-ритейлерам, причем высокую активность проявили итальянские бренды как из люксового сегмента, так и из масс-маркета. Наиболее активными марками оказались Calzedonia и Intimissimi – они присутствуют в 97% крупнейших городов страны. Следом идет United Colors of Benetton – магазины этого бренда имеются в 78% крупных городов.
В целом самыми активными следует считать европейских ритейлеров: в топе стран-экспортеров они занимают четыре из пяти мест. В топ рейтинга, помимо стран Европы, вошли США – 2-е место благодаря сегменту общественного питания (19% от общего числа брендов). При этом в четверке наиболее популярных в России американских ритейлеров – только ресторанные сети. Именно активность брендов фастфуда – Burger King (100% покрытия ключевых рынков), KFC (100%), McDonald’s (92%) и Subway (84%) – позволила США занять высокую позицию.
3-е место по количеству брендов, присутствующих в России, заняла Франция (15% от общего числа проанализированных международных брендов), преимущественно за счет люксовых марок: Cartier, Christian Dior и Louis Vuitton. Причем как раз в люксовом сегменте Франция получила лидерство: именно ей принадлежит 25% от общего числа иностранных премиум-брендов в России. В целом же наиболее активным французским ритейлером на российском рынке оказалась косметическая сеть Yves Rocher, которая охватила 100% крупных городов.
На 4-м и 5-м местах Великобритания и Испания – 10% и 7% соответственно от общего числа иностранных брендов, присутствующих в России. Что интересно: хотя количественно британские бренды опережают испанские, последние охватывают большее количество российских городов. Так, скажем, бренды, входящие в группу Inditex (Bershka, Stradivarius, Pull & Bear, Zara и Oysho), а также бренд Mango, охватывают более 75% ключевых городов России. А вот среди английских ритейлеров лишь Reebok попал в число брендов-лидеров, имеющих такой охват. Остальные сети, благодаря которым Великобритания вошла в пятерку лидеров стран-экспортеров, – Mothercare, Lush, The Body Shop, Jo Malone – значительно отстают от испанских и представлены менее чем в 65% крупных городов.
«Европа по-прежнему крепко удерживает позиции, на неё приходится 65% дебютов, произошедших за последние четыре года, – отмечает Олеся Дзюба, руководитель отдела исследований компании JLL. – Страны Азии пока не попали в топ-5 экспортеров брендов, однако доля новичков из этой части света постепенно растет, и азиатские бренды набирают популярность у российской аудитории. В 2011–2015 гг. доля новых ритейлеров из стран Азии составляла 5%, а в 2014–2018 гг. – уже 9%. При этом Германия, наоборот, немного утратила свои позиции: опустившись в списке на одну ступень, по сравнению с 2015 годом, она заняла 6-е место в результате ухода Media Markt и Takko Fashion».
Если рассматривать топ самых популярных зарубежных брендов по представленности в городах России, то, помимо указанных стран-лидеров (США, Франция, Италия), в пятерку попали также Турция с маркой одежды Colin's, Дания c обувью и аксессуарами Ecco, Швейцария с часами Swatch и Южная Корея c электроникой Samsung.
Лидером рейтинга люксовых марок уже первый год становится итальянский Max Mara: бренд присутствует в 43% проанализированных городов, и это при том, что российские регионы в целом мало охвачены премиальными брендами из-за невысокой востребованности. Также в этом году в тройку лидеров люксового сегмента впервые вошли немецкие аксессуары Montblanc (27%), из-за которых пришлось потесниться и сползти на третье место итальянскому бренду мужской одежды Ermenegildo Zegna (24%).
Автор: Екатерина Реуцкая
В тексте использованы данные из аналитического отчета JLL – Retail Destination Russia 2019
Фото: из открытых источников