Русская мода
За последние 25 лет неоднократно обсуждался так называемый феномен русской моды, причем мнения зачастую были полярными – от расхожего «в России моды нет» до безусловного поклонения русским дизайнерам на Западе. Мы выяснили у представителей российских брендов и компаний,
что они думают о русской моде.
«Конечно, полярность обоснованная, – говорит генеральный директор Russian Fashion Roots Анастасия Рязанкина. – В нашей стране мода то зарождалась, то уходила в историю. Историю уже не переделать, так что стоит сконцентрироваться на настоящем, а это как раз и есть самое интересное. Те, кто сейчас, вопреки всем трудностям, ставит на ноги собственный бренд, налаживая качественное производство и создавая свой узнаваемый стиль, – именно им покорятся сердца потребителей. Вот только когда это произойдет, пока сложно сказать. Самородков у нас всегда хватало, но мы уже давно перешли на тот уровень, когда к одаренности надо добавлять качественное образование и, конечно, основательную практику. А тут, сами понимаете, не все так хорошо. Да и тех, кто прошел этот “правильный путь”, особо не видно на горизонте. Есть серьезные конкурентоспособные имена, но почему-то они как-то странно распределились на рынке».
«Никто не может сказать, что русской моды нет, – уверена начальник отдела маркетинга ОАО «Элема» Елизавета Прибыльская. – Это не только некорректное, но и беспочвенное утверждение. Существует огромное количество талантливых людей, создающих интересные и красивые вещи. Я думаю, правильнее было бы сказать, что нет двигателя русской моды, популяризации ее, в лучшем смысле этого слова. Ведь возможность одеваться в дизайнерские вещи должен иметь каждый, пусть это будет чуть дороже, но человеку должен быть предоставлен выбор. А пока эта возможность доступна довольно ограниченному кругу людей и является скорее признаком принадлежности к какой-то элите, а не выражением собственного “я”. Иногда мне кажется, что дизайнеры сами не заинтересованы в продвижении своих марок, их устраивает узкий круг “своих”, но при этом они жаждут известности. Однако такой баланс трудно удержать, на двух стульях не усидишь. Это касается также и белорусской моды».
«Мода – интернациональное понятие. Есть общие, глобальные тенденции, но есть и свои стилевые предпочтения в каждой стране, – считает Михаил Шестернин, директор марки VILATTE. – Если эти предпочтения называть модой конкретной страны, то да, русская, а точнее, российская мода есть».
«Наш рынок ни в коем случае нельзя сравнивать с европейским или американским, – продолжает Анастасия Рязанкина. – Пока нет легкой промышленности, рынок будет хромать и раскачиваться. Мы находимся в полной зависимости от стран-поставщиков тканей и хорошей фурнитуры, от курса валют и геополитической обстановки. Производство ткани в России есть, но оно очень локально и сегментировано, так что не покрывает и 30% рынка. Интереса в развитии легкой промышленности пока тоже особо не видно. Сейчас наш рынок принимает 70–80% сырья из-за границы. Поставки идут из Италии (правда объем сильно снизился за последний год), из ОАЭ (снизился до 15%), Турции (пока самый крупный поставщик, более 40%), Китая (объем поставок увеличился), Индии, Кореи и немного из Франции.
Если характеризовать рынок по брендовому продукту, то тут мы тоже в самом начале пути. Есть и хороший продукт, и отличное предложение, есть бренды с историей, которые узнаваемы и любимы, но за пределами России они не котируются, даже те, что показывались на мировых подиумах».
Специфика предпочтений
У российского потребителя свои уникальные запросы к модной одежде и особенный вкус. Попробуем выяснить, в чем они заключаются.
«Ну, наверное, это прежде всего любовь к нарядной одежде, – считает основательница брендов Alena Goretskaya и AG Green Алена Горецкая. – Наши девушки любят наряжаться и гораздо внимательнее относятся к своей внешности, чем в странах Европы и Америки. Даже в офис наши барышни зачастую надевают платье, которое могло бы подойти для вечернего торжества. Но это и здорово, в конце концов. Красивая женщина – залог хорошего настроения у всех сотрудников мужского пола. Ну а если серьезно, то предпочтения у всех регионов разные, ведь Россия очень большая и многонациональная страна с разным климатом».
Согласен с Аленой и Михаил Шестернин: «Россия слишком большая страна, чтобы можно было выделить единые предпочтения. Любой серьезный производитель одежды, работающий, как и VILATTE, по всей России, а не с конкретным регионом, видит, что предпочтения баеров из разных городов очень разнятся».
«Я думаю, на первом месте все-таки желание получить качественный продукт, но сейчас еще и цена имеет большое значение, – говорит Елизавета Прибыльская. – Наверное, в меньшей степени это касается брендовых вещей, так как итальянские, испанские, французские бренды по-прежнему интересны нашему потребителю. Вопреки стереотипам, россияне по-прежнему часто покупают дорогую одежду, обувь и другие предметы роскоши».
«Платья в пол, платья с особым силуэтом “баба на самоваре”, экстремальное мини, гламурные образы – вот что наиболее часто выбирает наш потребитель, – перечисляет Анастасия Рязанкина. – Однако классика в хорошем качестве и с отличной обработкой тоже всегда в ходу».
Русские тренды
«Россия – страна с очень богатой культурой, и, конечно же, ее мода имеет свое лицо и свои отличительные черты, – отмечает Алена Горецкая. – Например, длинные платья с цветочными принтами, различные вышивки, достаточно яркая цветовая палитра, – российская мода невероятно женственная. Я думаю, что не сложись у России исторически такая тяжелая судьба, российская мода была бы намного ярче и разнообразнее, ведь ее культурные ценности и самобытность претерпели большие потери во времена политических репрессий и войн, да и власть СССР не позволяла нашей моде поднять голову. То ли дело Франция и Италия – в этих странах с богатейшими традициями и культурой мода культивировалась во все времена. Мода же северных стран, таких как Швеция и Норвегия, заметно отличается своей сдержанностью и некоторой бесполостью – так называемый унисекс».
«Тренды крайне важны, – отмечает Елизавета Прибыльская. – Находясь в окружении общества, мы не можем не обращать на них внимания. Доступ к информации о тенденциях позволяет покупателю смелее выбирать ту или иную вещь. Люди хотят ощущать себя уверенно, быть интересными другим людям, чувствовать себя чуть более комфортно и свободно. Следование каким-то негласным правилам общества, менталитет, а сейчас этот навязанный выбор – топ‑10 или топ‑20 вещей, без которых вы якобы не можете жить, – это всегда было и будет. Эти крючки необходимы для эффективного бизнеса».
«Наши тренды – это фольклор или наша культурная предрасположенность к смешению цвета, в основном неудачному, смешению всего в образе и безудержное стремление последних лет ко всему гламурному и искусственному, – делится своим мнением Анастасия Рязанкина. – Наша культура лежит в основе такого разброса. Аристократичная сдержанность привита не многим. Из глубины нашей необъятной страны до нас доходит “новая, необузданная и эпатажная интерпретация русской моды”, которая идет вразрез с мировыми трендами».
Автор: София Карлова