подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
17.05.2018 | Альбина Весина

Россия – второй по объему рынок ТРЦ в Европе

Согласно отчету Cushman & Wakefield «Торговые центры Европы», Россия по итогам 2017 года занимает вторую строчку европейского рейтинга по количеству новых, введенных в эксплуатацию площадей в торговых центрах.


Россия переместилась с первой на вторую строчку, так как годовой объем сдаваемых площадей снизился с 1,6 млн кв.м (2016 г.) до 616 000 кв.м (2017 г.). Это стало минимальным показателем за последние 10 лет. Однако в 2018 году нас ждет новый антирекорд – к вводу планируется лишь около 500 000 кв. м торговых площадей. Причем почти половина из них – 220 тыс. кв. м – находятся в Москве и области. Крупнейшим новым торговым центром станет «Каширская Плаза» (GLA 71 000 кв. м).

 


Комментирует Татьяна Дивина, старший директор департамента исследований и аналитики компании Cushman & Wakefield: «Отчасти снижение строительной активности является закономерным итогом кризисных лет: начиная с 2015 года, нового строительства практически не запускалось, в эксплуатацию вводились в основном те объекты, которые были начаты еще в докризисный период. Еще один фактор спада – установившееся относительное равновесие между спросом и предложением. При анализе структуры планируемых к вводу проектов очевидна тенденция смещения фокуса девелоперов со строительства крупных объектов на проекты меньшей площади. На конец 2017 года средний размер существующего торгового центра составлял 36,8 тыс. кв. м, тогда как средний размер торгового объекта, планируемого к открытию в 2018 году, составляет всего 25 тыс. кв. м».


Внимание девелоперов обращено скорее к существующим объектам, чем строительству новых – идет реконцепция и расширение уже существующих торговых центров. Так в регионах России основная доля нового строительства (почти 60%) пришлась на новые фазы уже существующих проектов. В настоящее время в Санкт-Петербурге пересматриваются концепции торговых центров «Пик», «Академ Парк», «Атлантик Сити» и «Континент». В Москве будут проведены репозиционирование и ребрендинг ТРЦ «Золотой Вавилон Отрадное» и ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино», а также их капитальный ремонт.

 


Самым активным европейским застройщиком в 2017 году стала Турция – за вторую половину года страна сумела вывести на рынок 495 000 кв. м торговых площадей, обогнав Россию (330 000 кв. м) и Польшу (298 000 кв. м). В целом в прошлом году предложение в Турции выросло на 1,1 млн кв. м, что составило 47% от общего показателя в регионе Центральной и Восточной Европы. Портфель проектов застройки на 2018–2019 гг. включает в себя 1,4 млн кв. м новых площадей, приблизительно 70% которых находятся в Анкаре и Стамбуле.

 

Как показали данные отчета, снижение темпов строительства торговых комплексов является тенденцией многих европейских стран. Например, Германия показала снижение на 82%, причиной которого стало ограничивающее законодательство в сфере планирования, затруднившее постройку новых торговых комплексов за пределами городов. В целом ;t площадь новых, введенных в 2017 году в Европе объектов сократилась на 23%? по сравнению с предыдущим годом, составив 3,8 млн кв. м. На темпы застройки повлияли растущая конкуренция, меняющееся поведение потребителей и, конечно, увеличение числа онлайн-ритейлеров.

 

Согласно прогнозам, площадь торговых помещений, которые будут введены в течение следующих двух лет, составит 6,6 млн кв. м. Вместе с тем будет наблюдаться значительный разрыв между странами Западной и Центральной и Восточной Европы: Западную Европу ожидает спад более чем на 21%, тогда как регион Центральной и Восточной Европы, наоборот, продемонстрирует рост порядка 12%.

 


По причине снижения объемов строительства в части европейских стран общая площадь торговых комплексов в Европе на начало 2018 года показала рост всего на 2,3%, по сравнению с оценкой предыдущих 12 месяцев, и составила 166,5 млн кв. м. На долю Западной Европы приходится 109,7 млн кв.м торговых площадей, на страны Центральной и Восточной Европы – 56,8 млн кв. м.

 

Фото: shutterstock

0