Российский fashion-рынок показывает рост
часть 1 часть 2
Прогнозы специалистов относительно развития отрасли становятся все более позитивными, и даже пессимистичные прогнозы дают положительную динамику. О положении на рынке модной индустрии рассказывает Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.
Объем рынка в рублевом эквиваленте сегодня сопоставим с 2011–2012 гг.
Согласно анализу рынка, проведенному специалистами Fashion Consulting Group, при оптимистичном прогнозе (2017FO) рост рынка составит до 9% в рублях (11,5% в долларах США). Этот сценарий может быть реализован в случае дальнейшего улучшения макроэкономической и политической ситуаций, роста цен на нефть и стабильного укрепления курса рубля. При пессимистичном прогнозе (2017FP) рост составит до 5% в рублях и до 4,8% в долларах, и произойдет это в случае сохранения существующих темпов развития экономики и стабилизации цен на нефть.
«Люкс» – наиболее устойчивый из всех сегментов
Рынок «люкс» вышел на стабильные показатели. Если в 2015 году наблюдалась отрицательная динамика (минус 9% в рублях), то в конце 2016 года рынок стал устойчивее и вышел на плюс 1%. Во многом это произошло за счет укрепления курса рубля. Второй фактор – сокращение выездного туризма, в результате которого часть покупок в сегменте «люкс» перетекла в Россию. Третий фактор – сами продавцы изменили политику и начали сдерживать рост цен.
Рост рынка в 2017 году продолжится при обязательном условии стабилизации рубля, положительной динамике внутреннего валового продукта и низкой инфляции. Собственно, положительная динамика 2016 года и возникла в основном благодаря тому, что рубль укрепился, стал дороже. Также можно обозначить еще несколько факторов:
- Возникновение «отложенного спроса» (что в нынешнем кризисе возможно было только в люксовом сегменте и не распространяется на средний и нижний). Богатые люди с доходами в валюте продолжат покупать и, вероятно, увеличат количество покупок в сравнении с нестабильными 2014 и 2015 годами.
- Сокращение доли шопинг-туризма на фоне корректирования цен со стороны ключевых российских люксовых операторов.
- Развитие мировой онлайн-торговли премиальными товарами, что привело к выравниванию цен на «люкс» во многих странах.
- Значительное увеличение количества туристов из Китая и политика сервиса, ориентированная именно на эту целевую аудиторию, которая уже принесла свои плоды в 2016 году, в частности для Mercury.
- Стабилизация рубля, в результате которой за премиальными покупками вернутся высокооплачиваемые профессионалы – категория, которая «выпала» в кризис.
Около 30% рынка цивилизованной торговли приходится на крупных игроков
На данный момент на российском fashion-рынке выделяется топ‑10 игроков, которые суммарно занимают 30% цивилизованного рынка. Лидером по выручке за 2016 год является Группа компаний Inditex – 71,4 млрд руб., или 4,2% от общего объема рынка. Второе место занимает ООО «Остин» с выручкой 37,8 млрд руб. Третье место – Корпорация «Глория Джинс», 34 млрд руб.
Самой быстрорастущей оказалась сеть Zenden Group. Ее выручка за год увеличилась практически в два раза – сразу на 77%. Произошло это в основном за счет покупки сетей Thomas Munz и Mascotte. Помимо Zenden Group, высокими темпами роста выручки также отличились компании ТК «Фамилия» (+41%) и Корпорация «Глория Джинс» (+40%). Наибольший спад выручки показала компания «ЦентрОбувь» – она лишилась более половины доходов (–61%). В марте 2017 года Арбитражный суд Москвы признал обувную сеть «ЦентрОбувь» банкротом.
Продолжение следует.
Автор: Анна Лебсак-Клейманс