Ритейл 2017/2018. Найти работу и преуспеть
часть 1 часть 2
Начиная с 2010 года на российском рынке розничной торговли не появилось новых крупных игроков, и в настоящее время в сфере ритейла правят бал федеральные сети, которые держат в постоянном тонусе более мелких ритейлеров. Уходящий 2017 год выделил две наиболее заметные тенденции развития ритейла в России. Как они отразились на рынке труда, рассказывает Екатерина Петрова, руководитель группы консультантов по подбору персонала, направление «Розница и гостеприимство» кадрового холдинга «АНКОР».
Безусловно, одним из самых значимых событий года стал уход с рынка сразу нескольких крупных игроков. Уход одних был обусловлен слиянием компаний, другие были закрыты, а их магазины – проданы. В результате этих изменений на рынке сформировалась отрицательная для кандидатов тенденция. Несмотря на то, что работодатели поступили честно по отношению к теперь уже бывшим сотрудникам (был выплачен так называемый «парашют»), многие специалисты оказались не готовы к случившемуся. Несмотря на слухи о возможном уходе компаний с рынка, многие сотрудники не верили в такое развитие событий и до последнего не искали новое место работы.
Таким образом, огромное число профессионалов вышли на рынок труда, который еще с 2016 года остается перенасыщенным – число резюме существенно превышает число вакансий. Разумеется, это не могло не отразиться на поведении работодателей и соискателей в данном сегменте.
Как правило, начиная поиск нового места работы, кандидаты в сфере розничной торговли рассчитывают получить предложение, аналогичное занимаемой ранее должности и по уровню, и по заработной плате. Однако по названным выше причинам поиск работы затягивается, и уже спустя месяц или два соискатели вынуждены проявлять гибкость, не только снижая требования к уровню зарплаты, но и рассматривая приглашения на более низкие позиции (ниже на одну и даже две ступени). Кроме того, многие кандидаты оказываются готовы к переезду в другие города и регионы ради получения достойной работы. Отметим, что тенденция к большей гибкости соискателей характерна не только для регионов, но и для Москвы и Санкт-Петербурга.
В наиболее сложной ситуации сейчас находится менеджерский состав розничных компаний: региональные директоры, руководители направлений, операционные менеджеры розничных сетей. Для этих кандидатов рынок особенно узок – как правило, в прошлом они работали уже в нескольких крупных розничных компаниях, а так как в каждом товарном направлении не более десяти крупных игроков, вариантов для нового места работы остается крайне мало. Им приходится снижать зарплатные ожидания, трудоустраиваться с понижением в должности, переезжать в другой регион или рассматривать в качестве нового места работы малоизвестную розничную сеть (скорее всего, региональную). Последний вариант в настоящее время оказывается весьма привлекательным для многих кандидатов: в регионах, особенно в далеких от столицы, активно развиваются локальные сети, которые с большим уважением относятся к кандидатам, имеющим опыт работы в федеральных розничных сетях.
Продолжение следует.
Фото: shutterstock.com