подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
20.06.2024 | Амина Айзятова

Развитие онлайн-ритейла и маркетплейсов, адаптация к изменениям в потребительских предпочтениях

На сегодняшний день онлайн-ритейл и маркетплейсы стали неотъемлемой частью современной торговли. Они предоставляют потребителям широкий выбор товаров и услуг, удобство покупок из дома и доступ к глобальным рынкам. Для продавцов онлайн-ритейл открывает возможность привлечения новых клиентов, увеличения объема продаж и оптимизации бизнес-процессов. За счет активности покупателей в регионах за 2023-ий год оборот интернет-торговли увеличился на 28%, превысив 6 трлн руб. И это только начало.

В этой статье мы расскажем о специфике онлайн-ритейла, его эволюции и основных тенденциях, поделимся алгоритмом выстраивания стратегии адаптации бренда к продажам на маркетплейсах и других интернет-площадках.

Тенденции в потребительских предпочтениях.

Мощным драйвером онлайн-рынка стал ковид, поставивший потребителей в условия ограниченного предложения. Так, альтернативой походу в магазин стал интернет-шоппинг. За время пандемии люди настолько адаптировались к подобному формату покупок, что продолжили отдавать ему предпочтение и после снятия всех ограничений.

Ключевыми преимуществами онлайн-ритейла для покупателей стали:

Экономия времени и сил: в отличии от походов по торговым центрам интернет-шопинг не требует особых усилий, так как может осуществляться потребителем в любом месте и в любое время.

Более низкая цена: за счет сокращения издержек продавца, потребитель может приобрести понравившуюся ему вещь дешевле, чем в магазине.

Широкий ассортимент товаров: в отличии от торговых точек и флагманских бутиков, вмещающих в себя ограниченное количество позиций, ассортимент онлайн-ритейлов и маркетплейсов почти не имеет границ.

Говоря о популяризации онлайн-ритейла, невозможно обойти стороной социальные сети. Именно за счет развития этих каналов коммуникации маркетплейсы и бренды смогли привлечь множество новых покупателей, часть которых проживают в других городах и странах. Стали появляться компании, реализующие продажу своих товаров исключительно через медиа ресурсы.

Существенным преимуществом онлайн-ритейла для покупателя является усиленная персонализация покупательского опыта. Согласно статистике Invespro, 53% потребителей отдают предпочтение интернет-шоппингу во многом именно из-за наличия рекомендательных систем, упрощающих поиск интересных товаров. Персональные товарные рекомендации на маркетплесах или сайтах интернет-магазинов приносят дополнительные продажи и увеличивают средний чек.

Эволюция онлайн-ритейла и маркетплейсов.

Онлайн-ритейл не стоит на месте, инновации в этой сфере постоянно эволюционируют, за счет чего происходит непрерывное обновление торговой fashion-индустрии, её концепций и стратегий. Среди наиболее эффективных инноваций можно выделить:

  • Омни: сегодня сочетание онлайн и офлайн каналов продаж является одним из ключевых инновационных подходов в ритейле. Компании активно внедряют омниканикальные технологии, предоставляя своим покупателям единый, согласованный опыт покупок в различных точках контакта с брендом. Такая концепция включает в себя не только онлайн и офлайн шоппинг, но и социальные сети, мессенджеры, а также мобильные приложения.
  • AI: ещё одной инновационной тенденцией современного онлайн-ритейла является интеграция технологий искусственного интеллекта (ИИ) и аналитики данных. Многие компании уже активно используют ИИ для оптимизации управления запасами, персонализации предложений, а также улучшения обслуживания клиентов. Анализ данных, воспроизведенный искусственным интеллектом, позволяет онлайн-ритейлерам точнее прогнозировать спрос, адаптировать ассортимент и оптимизировать цены.
  • AR и VR: в 2024 году технологии дополненной и виртуальной реальности (AR и VR) не являются чем-то удивительным. Многие бренды используют их для улучшения покупательского опыта и создания интерактивных магазинов. Наиболее ярким примером внедрения технологий дополненной реальности в модный онлайн-ритейл являются цифровые примерочные. В России подобной разработкой занимается, например, компания Texel. Технология также приглянулась и маркетплейсу Lamoda, интегрировавшему виртуальную примерку одежды в своё приложение.
  • Дроны: применение беспилотных технологий в логистике и доставке может существенно сократить время и стоимость товаров. Например, в 2022 году компания Amazon.com Inc. запустила первую службу доставки дронами для клиентов Amazon Pharmacy в штате Техас. Это позволяет сделать предположение, что уже в ближайшем будущем большинство компаний будут осуществлять доставку данным способом.
  • Умные фильтры и рекомендации: использование алгоритмов машинного обучения позволяет интернет-магазинам предлагать клиентам персонализированные рекомендации и фильтры для более точного подбора товаров.

С каждым годом число пользователей, совершающих покупки через мобильные устройства, продолжает расти, этот факт требует от компаний постоянного совершенствования интерфейсов и технологий.

Мобильный онлайн-шопинг предоставляет потребителям возможность совершать покупки в любое время и в любом месте, что делает процесс онлайн-шоппинга более удобным и доступным. Многие компании создают мобильные приложения, чтобы улучшить и персонализировать опыт своих покупателей.

Кроме того, развитие мобильных технологий, таких как распознавание лица, сканеры отпечатков пальцев и различные способы оплаты, делают процесс совершения покупок через мобильные устройства более безопасным и комфортным.

Еще одной современной тенденцией онлайн-ритейла и маркетплейсов является рост важности локальной доставки. С каждым годом потребители становятся все более требовательными к скорости и качеству доставки. Локальная доставка играет важную роль в удовлетворении этой потребности, позволяет покупателям получать товары в течение нескольких часов или даже нескольких минут после оформления заказа.

Многие компании уже улучшили службы локальной доставки, начав строить склады и доставочные центры ближе к покупателям, устанавливать партнерства с локальными доставщиками и курьерскими службами. Концепция "доставка в этот же день" положительно влияет на лояльность клиентов, увеличивает уровень их удовлетворенности.

Сегодня быстрая и удобная локальная доставка становится дифференцирующим фактором для многих компаний, позволяет им привлекать и удерживать клиентов в условиях сильной конкуренции.

Стратегии и адаптации

Переход бренда на онлайн-ритейл - сложный многоэтапный процесс, который подразумевает тщательное планирование. Для того, чтобы начать продавать продукт в Интернете, необходимо учесть многие факторы. Ниже мы привели несколько шагов, которые необходимо предпринять марке, желающей успешно запустить онлайн-продажи:

1. Создание онлайн-присутствия: самым первым шагом является создание так называемого онлайн-магазина или веб-сайта, на котором клиенты смогут просматривать и приобретать понравившиеся товары. Важно понимать, что сайт должен полностью соответствовать общей эстетике бренда, отражать его ДНК.

2. Развитие маркетинговой стратегии: перед запуском онлайн-продаж бренд должен разработать маркетинговую стратегию по привлечению новых клиентов и удержанию уже существующих. Сделать это максимально эффективно могут помочь социальные сети, электронные рассылки с контекстной рекламой, а также другие каналы коммуникации.

3. Улучшение онлайн-опыта покупателей: чтобы сайт успешно функционировал, а онлайн-продажи приносили прибыль, бренд должен позаботиться об удобстве и безопасности покупателей. Сделать это можно посредством удобного интерфейса, простого процесса оформления заказа и безопасной оплаты.

4. Оптимизация доставки: в современном мире время играет определяющую роль, и быстрая, качественная доставка служит преимуществом перед конкурентами, улучшая покупательский опыт. Для ее осуществления бренд может устанавливать сотрудничество с курьерскими службами или использовать услуги доставки «на следующий день».

5. Анализ данных и отзывов: чтобы развиваться, бренд должен постоянно анализировать данные о покупках, поведении покупателей и обратной связи, все это способствует оптимизации онлайн-бизнеса и повышает удовлетворенность клиентов.

6. Продвижение и реклама: конечно, просто создать сайт не достаточно и чтобы о товаре узнали, бренд должен активно его продвигать. Сейчас существует множество социальных сетей, выступающих бесплатными платформами для поиска и привлечения новых клиентов. Для более эффективного набора аудитории марка может настроить таргетированную рекламу или сотрудничать с популярными блогерами и инфлюэнсерами.

Стоит отметить, что важную роль в развитии онлайн-ритейла играют и мультимедийные стратегии. Внедрение визуальных и звуковых элементов привлекает внимание аудитории к продуктам и услугам, улучшает пользовательский опыт и повышает конверсию. Помимо фото, видео и аудио контента, бренды и маркетплейсы могут интегрировать на сайты интерактивные инструменты, например, 3D-модели товаров, кастомизацию продуктов, онлайн-примерки, а также live-трансляции с обзорами продуктов и вебинарами от экспертов.

Вызовы и возможности  

Мир онлайн-ритейла представляет собой динамичный и конкурентный рынок, участники которого ежедневно сталкиваются с различными вызовами, включая борьбу с конкуренцией и необходимость усиления уникальности своего продукта.

Ключом к удержанию аудитории на определенным ресурсе может стать хорошо развитый сервис, помимо быстрого оформления и доставки, качества и оригинальности товара, онлайн-потребители обращают внимание на уровень обеспечения компанией безопасности их персональных данных. Утечка данных или хакерские атаки могут нанести серьезный ущерб репутации бренда, подорвать доверие его покупателей. Для того, чтобы обезопасить свой бизнес и защитить личные клиентские данные, бренды и маркетплейсы часто используют:

  • SSL- шифрование;
  • соблюдение стандартов PCI DSS;
  • двухфакторную аутентификацию; 
  • Мониторинг и анализ активности; 
  • Обучение сотрудников; 
  • Проведение регулярных аудитов безопасности.

Сейчас сфера онлайн-ритейла перенасыщена, а следовательно, борьба за внимание покупателей становится все более ожесточенной. Конкуренция может привести к снижению спроса, вынудить производителя изменить цену, и как следствие снизить рентабельность бизнеса. Для того, чтобы удерживать занятую на рынке позицию, маркетплейсам и брендам необходимо постоянно совершенствовать продукт и стратегии его реализации, моментально реагировать на тренды и внедрять современные технологии.

Хочешь быть в курсе главных событий в fashion индустрии и новостей брендов?

0