Потребительское настроение россиян на высоте
В декабре 2018 года исследовательский холдинг «Ромир» провел всероссийский опрос о крупных расходах, совершенных в семьях респондентов за последние 6 месяцев и запланированных на следующее полугодие. Согласно полученным результатам, в течение всего прошлого года россияне не демонстрировали обещанной экономии на крупных покупках и увеличили свои расходы практически во всех категориях. Исключением стала бытовая техника и электроника, которая третий год подряд демонстрирует отрицательную динамику − с 13% в 2016 до 7% в 2018. Вдвое − с 31% до 15% − сократилось число семей, которые не совершали никакие крупные траты за последнее полугодие.
Больше всего увеличилась доля россиян, потративших изрядные суммы на покупку одежды и обуви, – с 30% до 51%. Драйверами роста в этой категории стали молодые респонденты 18−24 лет – среди них одежду в 2018 году покупали 68%.
В два раза выросла доля россиян, потратившихся на медицинские услуги, – с 15% до 31%. В основном такой вариант ответа указывали женщины и респонденты старше 60 лет.
21% респондентов потратили существенные средства на отдых. Таким образом, число россиян, не экономящих на путешествиях, выросло вдвое, по сравнению с предыдущим 2017 годом, и вернулось к показателю 2014 года.
Ремонт квартир или загородных домов/дач в 2018 году осуществили 13%, что на 4% больше, чем в предыдущий период. Аналогичный рост на 4% – с 7% до 11% – зафиксирован в расходах на приобретение новой мебели. Значительно увеличилось число респондентов, купивших новые смартфоны, – с 9% в 2017 году до 15% в 2018.
Доля соотечественников, покупавших ювелирные изделия, в прошлом году выросла до 3%, догнав показатели 2015 года.
Можно сделать вывод, что россияне серьезно перевыполнили планы по расходам. В частности, вместо четвертой части россиян, планировавших траты на одежду и обувь, реально их совершила половина опрошенных – 51%. Медицинские расходы совершили почти треть россиян вместо планировавших их 14%. Превышение расходов заметно и в других категориях – отдых (9% против 21%), ремонт (7% против 13%), развлечения (4% против 7%), смартфоны (5% против 15%), мебель (5% против 11%), ремонт автомобиля (4% против 10%).
Делясь планами на 2019 год, россияне традиционно заявили о стремлении к экономии – четверть наших соотечественников постараются отказаться от крупных покупок, а остальные планируют хотя бы сократить расходы на них. Посмотрим, осуществятся ли эти намерения.
Источник: «Ромир»
Фото: shutterstock