Нужно больше площадей!
Отдел исследований рынка международной консалтинговой компании CBRE подвел итоги развития рынка торговой недвижимости Москвы в I квартале 2019 года. Согласно отчету, рынок торговой недвижимости Москвы не пополнился ни одним классическим ТРЦ. В первом квартале лишь завершилась реконструкция 2-й фазы дисконт-центра «Орджоникидзе, 11» (GLA 10 тыс. кв. м).
Впрочем, данные результаты – еще не повод для паники. Ритейлеры и рестораторы не только следуют современным потребительским трендам, но и формируют новые, предлагая рынку неожиданные форматы в новых локациях. Так, fashion-ритейлер Lamoda открыл в ТРЦ «Атриум» свой первый офлайн-магазин площадью 1 тыс. кв. м. В целом в первые три месяца 2019 года в городе открывались только альтернативные форматы торговой недвижимости. К открытию в 2019 г. заявлено 530 тыс. кв. м, из которых 40% сформировано двумя крупнейшими объектами – ТРЦ «Саларис» и ТЦ в составе тематического парка «Остров Мечты». Остальной объем этого года представлен районными ТЦ, аутлетами и дополнительными фазами уже существующих объектов.
Ввиду высокого уровня обеспеченности города качественными торговыми помещениями (493 кв. м. на 1 000 чел.), а также повсеместного тренда, направленного на «потребление у дома», новое предложение в Москве в ближайшие годы будет формироваться за счет строительства районных ТЦ и торговых помещений в составе многофункциональных комплексов, жилых комплексов и ТПУ. Подобные объекты в первую очередь будут ориентированы на рядом проживающее и работающее население. Согласно анонсированным планам девелоперов, совокупный объем торговых площадей в качестве инфраструктурного ритейла в объектах с заявленным вводом в эксплуатацию в 2019–2020 гг. составит около 230 тыс. кв. м. Ключевые девелоперы, реализующие такие проекты МФК – MR Group, ГК «Пионер», «Ташир» и ADG.
На фоне снижения покупательского спроса ритейлеры и рестораторы расширяют свою целевую аудиторию, запуская новые форматы в зонах деловой активности – от точек самообслуживания в офисах компаний до гастрономических пространств в границах развитых деловых районов.
Сеть магазинов «Вкусвилл» начала открывать в офисных зданиях магазины микроформата без продавцов и видеонаблюдения. Микромаркеты уже работают в офисах CRVT, Mail.Ru Group, Ozon и других компаний. За 2019 год «Вкусвилл» планирует установить еще 200 микромаркетов. Ginza Project запланировала запустить продажи готовой еды через автоматы Ginza Go в офисах компаний и бизнес-центрах. В течение двух лет планируется открытие 12 локаций фуд-холлов Eat Market – в бизнес-парке «Фактория», многофункциональном комплексе «Смоленский пассаж II», БЦ «Военторг», ТРЦ «Океания» и др. В прошлом году состоялось открытие первой точки сети в деловом квартале «Красная Роза». В марте 2019 г. состоялось открытие нового гастрономического пространства «Депо» (GBA 11 тыс. кв. м, GLA торговой компоненты – 9 тыс. кв. м), расположенного в пешей доступности от бизнес-центров Белорусского делового района. В главном здании предусмотрено 1800 посадочных мест, более 70 фуд-кортов и около 100 торговых лавок. Арендаторы отдельно стоящих зданий – рестораны крупнейших сетей.
Крупные магазины косметики и парфюмерии в обновленных форматах предусматривают зоны для дополнительных услуг. Если раньше площадки для дополнительных опций совокупно составлялио коло 5%, то в новых концепциях их доля увеличилась до 20%. Новые концепции магазинов с развлекающей составляющей направлены в том числе на увеличение интернет-трафика и узнаваемости бренда: потенциальный покупатель может посетить мероприятие, протестировать продукцию в магазине, а совершить покупку уже в интернет-магазине или через мобильное приложение. «Л’Этуаль» готовится запустить крупнейший магазин в ТРЦ «Авиапарк» в новом формате, увеличив его площадь с 500 кв. м до 2,5 тыс. кв. м. Это будет первый флагманский магазин сети с барбершопами и бьюти-корнерами. Также сеть сохранит свой нишевый магазин в составе Stockmann в ТРЦ «Авиапарк». В обновленном магазине «Рив Гош» в ТРЦ «Афимолл Сити» площадью 800 кв. м предусмотрены площадки для мероприятий, мастер-классов или консультаций профессиональных стилистов. Сеть «Золотое яблоко» открыла свой третий магазин в Москве в ТРЦ «Метрополис» площадью 1,6 тыс. кв. м с расширенным ассортиментом брендов. Концепция магазина изначально имела направленность на клиентский опыт – в магазинах сети устраиваются клиентские дни с возможностью бесплатного посещения процедур, проводятся public talk и мастер-классы.
Комментирует Марина Малахатько, директор отдела торговых помещений CBRE в Москве: «Ритейлеры продолжают адаптироваться к общему снижению покупательской активности на фоне растущих объемов интернет-торговли, инвестируя в новые форматы и концепции, а также в целях сохранения актуальности и интереса к бренду. Общий тренд в недвижимости и городском планировании, направленный на создание многофункциональности пространств, отразится на увеличении торговой компоненты в составе проектов с жилой, офисной и транспортной составляющей. В первом квартале состоялось одно из ключевых событий для рынка коммерческой недвижимости – второй по объемам интернет продаж fashion-ритейлер Lamoda открыл в ТРЦ «Атриум» свой первый офлайн магазин площадью 1 тыс. кв. м, став в России пионером общемирового тренда».
Источник: CBRE
Фото: из открытых источников