Непроданные остатки H&M
В мире fashion-ритейла, быстрого шоппинга и онлайн-торговли, когда магазины стараются по возможности держать на оборудовании и складах только те товары, которые пользуются спросом и моментально разлетаются с полок, даже небольшой запас непроданной одежды может служить плохим знаком.
А как насчет рубашек, платьев и украшений на 4,3 миллиарда долларов? Таковы масштабы проблемы, с которой столкнулся в этом году H&M – шведский бренд одежды и аксессуаров, известный во всем мире.
Эта информация фигурировала в последнем ежеквартальном отчете H&M и вызвала бурные обсуждения. Главный вопрос, волнующий экспертов мира моды, – может ли компания адаптироваться к жесткой конкуренции и изменениям требований потребителей, перестраивающих мировой рынок одежды.
Признаки роста накопления непроданных запасов появились еще в прошлом году, когда H&M сообщил о неожиданном ежеквартальном снижении продаж. Снижение стало первым за два десятилетия, в которые бренд вырос из маленького магазина одежды для одиноких женщин, расположившегося на западе от Стокгольма, до гигантской сети из 4 700 магазинов по всему миру. За прошлый год непроданные запасы выросли на 7% и теперь стоят почти 35 миллиардов шведских крон. Компания буквально задыхается из-за гор нераспроданных товаров.
Аналитики отмечают, что пешеходный трафик в последние годы значительно снизился, так как клиенты все чаще предпочитают переполненным магазинам интернет-шоппинг или дожидаются более выгодных предложений в период акций и распродаж. Это, в свою очередь, вызвало оживление среди ритейлеров в сегменте fast fashion.
Это не единственная проблема бренда. В январе этого года H&M пришлось закрыть ряд магазинов в Южной Африке на фоне протестов против размещенной в интернет-магазине H&M «расистской» футболки и реакции социальных сетей. Кроме того, компания возлагала большие надежды на продажи через Amazon, которые в конечном итоге не оправдались. В век цифровых технологий и интернет-продаж одежда выходит из моды быстрее, чем ее успевают продать.
Масштаб проблемы подчеркивают объемы производства H&M: как один из крупнейших производителей одежды в мире, бренд ежегодно производит сотни миллионов единиц товаров. К примеру, электростанция в Вестеросе – городе, где H&M открыл первую точку продаж, – частично зависит от сжигания бракованных товаров, которые не удалось реализовать в магазинах бренда.
По словам Карла-Йохана Перссона, исполнительного директора компании, уровень запасов вырос, потому что компания открыла 220 новых магазинов и расширила сегмент онлайн-продаж, а потому нуждалась в пополнении стеллажей.
При этом критики обвинили руководство компании в неудовлетворительном управлении запасами и постоянном обновлении линейки товаров, что сыграло против бренда: ранее лояльные покупатели, устав от непрекращающихся рекламных кампаний и смены ассортимента, начали уходить в другие магазины.
Руководство H&M настаивает на том, что имеет план по решению означенных проблем, который в частности включает снижение цен, что позволит быстрее реализовать запасы и излишки продукции. Предполагается, что онлайн-продажи в 2018 году должны достичь порядка 25% от всех продаж компании.
Фото: shutterstock, H&M