Москва – Петербург
По мнению экспертов, к концу 2018 года Москва догонит Санкт-Петербург по насыщенности торговыми центрами. Однако даже в этом случае по данному показателю столица останется всего лишь на 6-м месте среди городов-миллионников.
Насыщенность торговыми площадями на рынке Москвы по итогам I полугодия 2018 года достигла 418 кв. м на 1 000 жителей. В Санкт-Петербурге этот показатель составляет 422 кв. м.
Комментирует Оксана Копылова, руководитель направления аналитики торговой и складской недвижимости JLL: «До конца года в Москве заявлено еще 64,4 тыс. кв. м новых качественных торговых площадей, в Санкт-Петербурге – 6,5 тыс. кв. м. Если состоится ввод всех анонсированных проектов, то показатели насыщенности в двух столицах сравняются, достигнув значения 423 кв. м на 1 тыс. жителей. Таким образом, Москва догонит Петербург по обеспеченности торговыми площадями впервые за последние восемь лет. Тем не менее оба города по-прежнему будут уступать по этому показателю ряду региональных миллионников: Самаре, Екатеринбургу, Ростову-на-Дону, Нижнему Новгороду и Воронежу».
Комментирует Екатерина Земская, руководитель департамента торговой недвижимости компании JLL: «В последние два года запуск новых торговых центров практически не отражается на динамике вакантности, поскольку объекты открываются с очень высоким уровнем заполняемости».
Помимо количественного показателя, важен и качественный. На момент открытия новые объекты имеют высокую долю ресторанных и развлекательных зон, которые создают кластер притяжения дополнительного трафика в ТЦ за счет вариативности и качества предложения.
Что касается открытия новых международных брендов, за январь-июнь на российский рынок вышло 16 иностранных игроков. Для сравнения: в I полугодии 2017 года на рынке появилось 29 новых брендов. Большинство новых ритейлеров этого года представляют средний ценовой сегмент.
До конца 2018 года планируется выход на российский рынок ряда крупных международных брендов: fashion-ритейлера COS (в ТРЦ «АФИМОЛЛ Сити»), парка развлечений DreamPlay (в ТЦ «Авиапарк»), французского парфюмерно-косметического бренда Sephora, американской сети фастфуда Panda Express, кинотеатров CJ CGV (в сети районных ТЦ компании ADG group). Среди дебютов I полугодия стоит отметить возвращение на российский рынок премиального бренда сумок и аксессуаров Coach и немецкого fashion-бренда Orsay, а также можно выделить крупнейший гипермаркет товаров и услуг для домашних животных Dino Zoo чешской компании Placek Pet Products. С начала года российский рынок покинули два международных бренда: финский K-Rauta и немецкий Media Markt.
Источник: JLL
Фото: shutterstock