«Красавец мужчина» – феномен мужского щегольства в России
В Шереметевском дворце (Музей музыки) на набережной Фонтанки 4 апреля открылась выставка «Красавец мужчина. Русский модник на театре». Выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства посвящен феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца XVIII–начала XX века. На выставке, которая продлится с 5 апреля по 2 июля 2018 года, представлены хранящиеся в фондах редкие костюмы из гардероба императорских театров, эскизы декораций и костюмов, афиш, театральных программок и фотографий разного времени, предметы ювелирного искусства. Многие экспонаты выставки демонстрируются публике впервые.
Этот проект – вариация выставки Государственного исторического музея, которая блестяще прошла в Москве в 2017 году. Однако новая кураторская концепция диктует существенные различия в предметном ряде экспозиции: Музей театрального и музыкального искусства исследует не столько мужскую повседневную моду, сколько ее отражение на сцене, влияние на театральный язык разных эпох от карикатур на модников – дамских угодников до возникновения и развития амплуа героя-любовника.
Театральные проекции мужской моды разных стилей и эпох позволяют обнаружить со всей наглядностью, как на протяжении конца XVIII–начала XX веков менялись общественные представления об идеальном мужчине – красавце, герое войны или герое-любовнике. На этой задаче и фокусируется выставка Музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре». Петербургский проект, не повторяя экспозиции Государственного исторического музея, пишет новую главу увлекательной истории, представляет своего рода сиквел московской выставки-блокбастера.
В петербургской серии проекта «Красавец мужчина» разворачиваются три сюжетные линии. Одна из них связана с историей вещей, бытовых мелочей эпохи Фонвизина, Пушкина, Островского или Чехова. Здесь можно увидеть, помимо кафтанов, камзолов, парадных фраков и прочих элементов мужского гардероба, трости и пороховницы, печатки и пряжки, наусники и мужские корсеты, приспособления для чистки ногтей и ушей, пудреницы, мушечницы и бальные записные книжки – столь необходимые каждому моднику вещицы, которые ныне смотрятся диковинной экзотикой.
Следующий сюжет выставки – мемориальный. Он представляет собой естественное продолжение истории мужских мелочей. На выставке можно увидеть портрет П.Я. Чаадаева, жилет А.С. Пушкина, феску М.И. Глинки, трость А.Н. Островского, пенсне А.К. Глазунова, перстень В.В. Самойлова, табакерку Ф.И. Шаляпина. Эти вещи становятся рассказчиками целых историй о своих знаменитых обладателях и их отношении к моде.
Вещи легендарных актеров – предмет особого кураторского интереса. Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа – возвышенного, трагического или комедийно-карикатурного. Личные принадлежности знаменитостей соседствуют с их сценическими костюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы красавца мужчины. Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из «Модной лавки» И.А. Крылова. Их воплощения на сценах петербургских театров на протяжении целого века внимательно исследованы и отражены в экспозиции.
С помощью театральных эскизов – реконструкций мужского костюма XVIII–XIX веков – можно увидеть, как меняется прошлое под взглядом той или иной современности. Версии «исторических» костюмов XVIII–XIX столетий в исполнении художников «Мира искусства», советского пост-авангарда, соцреализма или «оттепели» дают экспозиции дополнительный объем, интригу, раскрывающую относительность расхожих представлений об истории и утверждающую превосходство художественной правды над правдой жизни – по крайней мере, в театре.
Научный консультант проекта, историк мода, кандидат искусствоведения Татьяна Забозлаева отмечает: «Выставка в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства предполагает акцент на этой лицедейской природе города, не на реальной одежде его жителей, а на ее театральном, маскарадном эквиваленте. Во главе угла – аксессуары мужского костюма. Именно они нагляднее всего демонстрируют изменчивость потока времени и тот иронический подтекст, что характерен для Петербурга. Например, история использования драгоценностей мужчинами или многоцветье одежды русского кавалера, в отличие от черного костюма европейца середины XIX века. Это все приметы именно русской культуры, которые удивляли иностранцев. Подобные аксессуары позволяют раскрыть в теме массу любопытных нюансов. К тому же, как известно, истина вне подробностей не истина».
Подробнее здесь.
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства