Контрафакт все еще в силе
На состоявшемся 21 июня заседании Госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции констатировала, что, несмотря на принимаемые в последние годы меры, доля контрафакта и других разновидностей нелегально произведенной продукции остается высокой. При этом она охватывает всё больший ассортимент сырьевых, полуфабрикатных и готовых товаров.
По мнению многих экспертов, некоторые из которых приняли участие в заседании, главные факторы этого тренда таковы:
- «прозрачность» таможенных границ в ЕАЭС и недостаточная проработанность межгосударственных (в рамках ЕАЭС) мер по противодействию контрафактной продукции,
- различные толкования в странах Союза самого понятия «контрафакт»,
- реэкспорт,
- демпинг.
Кроме того, сказываются сравнительно мягкие нормы ответственности в РФ и ЕАЭС за производство/сбыт контрафакта, а также падающая платежеспособность населения, вследствие чего быстро растет спрос на дешевую, хотя и, в большинстве своем, низкокачественную, продукцию.
Фото: Союзлегпром
Свою лепту вносят резкое ослабление и упрощение с конца 1980-х системы мониторинга потребительского рынка, «либерализация» стандартов качества и потребительской безопасности продукции. Негативно влияет также межведомственная «разбросанность» и при этом нормативно-правовая ограниченность функций контроля качества/безопасности продукции.
Вдобавок, едва ли не рекордные темпы создания зон свободной торговли со все большим количеством стран дальнего зарубежья пока не сопровождаются параллельным формированием межгосударственной эффективной системы мер по предотвращению/выявлению контрафакта и «примыкающих» к нему товаров. Что не в последнюю очередь связано с различной нормативно-правовой базой в этой сфере в России и странах дальнего зарубежья, стремящихся к свободному торговому режиму с одним из крупнейших потребительских рынков мира – Евразийским экономическим пространством.
По экспертным оценкам, реальная доля контрафакта и смежных с ним видов продукции на российском потребительском рынке варьируется от 25 до 45% и выше (в зависимости от ассортимента). По оценке президента Союзлегпрома Андрея Разбродина, объем реализации контрабандных товаров легкой промышленности на территории РФ на треть превышает объем реализации оригинальных товаров «законопослушных» компаний.
Тем временем положительный опыт обязательной маркировки меховых изделий, инициированной Минпромторгом РФ, планируется постепенно распространять на более широкий потребительский ассортимент. Как отметил глава ведомства Денис Мантуров, «проект по маркировке обуви в России, по аналогии с шубами, может быть запущен в конце 2017 – начале 2018 года». Министр пояснил: «Мы исходим из того, что соответствующий закон должен вступить в силу 1 января 2019 года, но при этом рассчитываем начать пилотный проект по маркировке обувных изделий до конца этого или с начала следующего года».