Коллаборация TARIH & DIAMANTE88
Дуэт казахстанских художниц Багдат Акылбековой (бренд TARIH) и Даны Мукановой-Хуршудян (бренд DIAMANTE88) создал совместную коллекцию «Сакские предания». Дизайнеры рассказывают о коллаборации, профессии и планах.
Дана Муканова-Хуршудян – дизайнер, художник, член Союзов художников Казахстана, Армении и профессионального Союза художников России, лауреат национальной премии «Общественное признание» (удостоена на общенациональном фестивале-конкурсе «Выбор года в Казахстане в 2017 г.»), эксперт по древней истории Казахстана, автор трех монографии (в том числе «Царство Саков. Казахстан», Алматы, 2007); автор десятка статей в разных областях; создатель Театра Моды «Diamante88», названного лучшим, за творческие достижения в Казахстане в 2017 году.
Багдат Акылбекова – дизайнер, художник по костюмам в десятках казахстанских кинофильмов, потомственный ремесленник, имеет многолетний опыт в создании костюмов для исторических лент разных эпох. Багдат отличает тонкое знание истории, деталей костюмов, украшений, фактуры одежды, которую носили жители Казахстана и сопредельных стран в разные века.
Коллаборация TARIH & DIAMANTE88 стала возможна благодаря искренней любви обеих дизайнеров к древней истории Казахстана и Евразии в целом. В коллекции явно прослеживается эпоха скифо-сакских племен с их невероятным уникальным звериным стилем в одежде и искусстве.
– Как Вы пришли в профессию?
Дана: – Еще в 2012 году мы с Багдат объединили усилия, работая над коллекцией костюмов для исторического танцевально-театрализованного шоу «Золото Саков», которое стало продолжением цикла картин, написанных мною на эту тему. У меня всегда было страстное желание «оживить» картины, донести величайшую историю родного края до современников. Эта история касается не только современного Казахстана, но и всех сопредельных стран, которые так или иначе исторически были связаны между собой, в первую очередь в культурном отношении, – государства Центральной Азии, Россия и Беларусь, Украина и Ближний Восток.
Кроме того, я разрабатывала костюмы для Театра Моды & Танца Diamante88 – от идеи до реализации. В настоящее время работаем над коллекцией, которую могли бы носить все желающие, но в ней обязательно будут присутствовать элементы Neo-Animal Art Style.
Багдат: – Я родилась в семье потомственных ремесленников, отсюда и чуткое видение истории, понимание деталей прикладного искусства на молекулярном уровне. Страсть создавать образы подобна составлению пазла, в котором каждая вещь на своем месте. С детства мир кино был для меня чем-то волшебным, недосягаемым, и сейчас, приоткрывая завесу в него, чувствуя себя его частью, могу сказать, что создание костюма для героя фильма – это интересный творческий процесс. А еще он очень ответственный, ведь внешний облик героя должен отражать его внутренний мир, культуру и особенности того времени, в котором он жил. И все это тысячи зрителей увидят моими глазами. Как художник я все это мысленно проживаю, представляю и передаю образ в реальности, начиная от эскизов, подбора ткани, раскроя и пошива, декора, стилизации, модели и заканчивая демонстрацией коллекции.
– Что для Вас самое важное в профессии дизайнера?
– Пожалуй, творчество. Когда творишь, ничто не ограничивает твои фантазии, только твои индивидуальные способности могут быть пределом. Игра фактуры, красок, форм – все является вдохновением.
– Расскажите о новой коллекции.
Дана: – На протяжении многих лет я занималась историей древних кочевых племен скифо-сакского круга. Эта история объединяет наши страны и народы, она является живительной силой, которая питает современную культуру, так почему бы не вернуть эту красоту современникам?
Всегда поражалась материальной культуре этих народов, настолько удаленных от нас тысячелетиями, но то, что создавали умельцы в первом тысячелетии до нашей эры, до сих пор вызывает у меня восторг. У этих племен не было письменности, вся информация и мудрость веков словно закодирована в красоте звериных образов, в орнаментах. Мы разрабатываем одежду, которая не только практична, красива, но и насыщена символами, образами грифонов, барсов, оленей, солнечными дисками, фантастическими существами – в качестве декоративных элементов. Так, грифоны всегда были отличительным знаком статусности и царской власти, они служили оберегом и амулетом для «хозяина/хозяйки одежды».
На одном из показов мы планируем совместить театрализованное шоу ходулистов в костюмах сакской эпохи с показом моделей в одежде, декоративно украшенной с скифо-сакской символикой. Появление ходулистов-моделей на подиуме будет не только эффектным, но и, возможно, станет новой тенденцией в мире моды.
– Что для молодых дизайнеров участие в конкурсах?
– Любой конкурс – это момент состязания. В среде дизайнеров это мощная мотивация – создать интереснее, ярче, ввести что-то новое в коллекцию, в мир моды. И, конечно же, новые площадки, новые возможности.
– Как Вы планируете развивать свой бренд?
– На сегодняшний день бренд TARIH, помимо одежды, связан с миром кино, бренд DIAMANTE88 – с шоу-бизнесом. Мы планируем коллекции показывать на ходулистах, потому что, когда они выходят на подиум, одежда с трехметровой высоты смотрится ошеломительно. Мы участвовали в Казахстане на фестивалях дизайнеров и тогда поняли, какой новый инструмент для продвижения моды оказался в наших руках. Это новые возможности, и мы будем их использовать.
Бренд – это прежде всего стиль, который будет нас выгодно отличать на фоне других. Мы планируем организовать онлайн-продажи одежды, аксессуаров. Нам поступило предложение выпустить сувениры под маркой наших брендов. Нам многое интересно, потому что мы в первую очередь творцы и хотим создавать то, что нравится не только нам, но и другим людям.
– Как Вы видите будущее модного дизайна?
– Поколение Z начинает свое утро с интернета, с поиска новых источников информации с содержательным контентом и дизайном. Новое поколение ищет вдохновение повсюду. Интернет, актуальные новости, мировая политика являются своеобразным толчком для развития новых трендов. Дизайнеры, художники, артисты могут абсорбировать бесконечное число креативной информации. В голове создается некая сокровищница, которая служит источником для создания и развития новых идей.
Дизайнеры зачастую определяют появление нового тренда – новой волны изменений в поведении людей. Тренды уходят и возвращаются с течением времени, и в каждом витке добавляется что-то новое или возвращается видоизмененным – это цикличность. Таков круговорот жизни и к тому же люди склонны к ностальгии. Особенно ярко это видно в дизайне логотипов глобальных компаний, таких как Apple, Adobe Photoshop, Pepsi, Google и других. А также в моде – каждый раз, когда возвращаются тенденции из разных десятилетий. Индустрия моды первой подхватывает новые и интересные тенденции, поэтому присматриваться к fashion-дизайнерам – всегда хорошая идея.
Фото: Айдын Ахмет
Видео: Ерасыл