Как на «желтых жилетах» потерять миллиард
Протесты «желтых жилетов» во Франции заставили людей перейти от реальных магазинов к онлайн-покупкам. В итоге потери офлайн-продаж составили почти 1 млрд евро.
Протестующие прикрывают свои лица от слезоточивого газа перед заколоченным бутиком Cartier, пикетчики перекрывают универмаги и блокируют входы в пригородные торговые центры. Добро пожаловать на рождественский шопинг во Францию!
Месяц бурных и весьма разрушительных протестов против повышения налогов на топливо и низкой заработной платы, уже получивший название «протесты желтых жилетов», изрядно пообтрепал французские улочки и оставил многих без праздничного настроения. И хотя правительство отреагировало политическими мерами и пошло на уступки работникам, у покупателей по всей стране появилась веская причина, чтобы перейти к онлайн-магазинам, таким как Amazon.
Для большинства компаний пока что слишком рано оценивать последствия. Так, любители роскошных брендов вполне могут позволить себе летать ради шопинга в Лондон или Гонконг, а местные розничные продавцы считают, что потребители наверстают упущенное, поскольку, по их наблюдениям, напряженность уже снижается. В краткосрочной перспективе, однако, очевидно, что активисты оказали рознице в своей стране медвежью услугу.
В среду обеспокоенность на этот счет уже выразил по радио министр труда Мюриэль Пенико. Он попросил сограждан вернуться в маленькие магазины и подчеркнул, что отказ от офлайн-покупок. с одной стороны, обогащает экономику других государств через иностранные платформы (такие как Amazon), с другой стороны, вредит национальной экономике и французскому малому бизнесу.
Amazon не раскрывает информацию о продажах по странам, однако у компании имеются собственные демонстрационные центры и склады. Компания сообщила, что движение «желтые жилеты» не оказало существенного влияния на ее деятельность и Amazon всеми силами постарается обеспечить своевременные поставки. «Наши сотрудники находятся на своих постах, чтобы реагировать на потребности наших клиентов в любое время. Как обычно, курортный сезон для нас был очень активным», – говорится в заявлении компании.
Между тем «желтые жилеты» угрожают пятым уик-эндом протестов. Французы предсказуемо теряют желание тратить, продажи падают и, по сообщению национальной федерации розничной торговли FCD, в жертву протестам уже пренесено 1,14 миллиарда долларов (приблзительно 1 млрд евро). Согласно опросу Opinionway, опубликованному 7 декабря, более половины французов изменили планы рождественских покупок, а каждый пятый заявил, что заказывает онлайн по соображениям безопасности.
Во Франции, как и везде, больше онлайн-покупок означает больше Amazon: по данным Kantar, доля Amazon на французском рынке составляет почти 20% – это в два раза больше, чем у французского Cdiscount, занявшего второе место. При этом платформа продолжает наращивать обороты и предоставляет пользователям все больше дополнительных услуг, делающих ее в глазах покупателей гораздо привлекательнее, чем офлайн-ритейл.
По словам аналитика Invest Securities Кристиана Гайо, в связи с резким скачком продаж через Amazon существенно пострадала францусзкая сеть продуктовых магазинов Carrefour. Даже в тех местах, где магазины оставались открытыми на протяжении всех акций протеста, видео- и фоторепортажей о беспорядках оказалось достаточно, чтобы граждане предпочли закупки через интернет.
Помощь уже близко. В дополнение к обещанию о помощи в размере 100 евро в месяц для работников и об отмене повышения налога на топливо президент Франции Эммануэль Макрон подталкивает компании к вознаграждению работников беспошлинными премиями в этом году. Многие компании, в том числе Louis Vuitton (LVMH), группа Kering (бренды Gucci, Dolce & Gabbana, Yves Saint Laurent и др.), Balenciaga, уже высказались за эту инициативу.
Разумеется, новые меры потребуют времени и без последствий для ритейла протесты ноября-декабря не обойдутся.
Фото: Ирина Калашникова, РИА Новости, открытые источники