Экономия на будущем
часть 1 часть 2
Рынок детских товаров считается наиболее устойчивым по отношению к влиянию неблагоприятных экономических факторов в связи с менталитетом родителей. Однако за последние три года свойственное россиянам нежелание экономить на детях столкнулось с ухудшением благосостояния и ростом цен на товары и услуги.
Это изменило модель потребления, и сейчас при совершении покупок наши соотечественники стали вести себя более взвешенно и рационально. С ситуацией на этом рынке нас знакомят данные, собранные агентством «РБК Исследования рынков».
ДИНАМИКА И ОСОБЕННОСТИ
Динамика рынка детских товаров изменилась в 2015 г. – именно тогда рост продаж сменился снижением на 3,3%. В следующем году падение было более драматичным и достигло 5,4%. В целом за этот период объем рынка уменьшился на 8,6%, сократившись до 1 206 млрд руб. В 2017 г., по словам Инги Микаелян, руководителя аналитической группы «РБК Исследования рынков», следует говорить лишь о стабилизации ситуации и некотором росте в категориях детских игрушек, одежды и обуви, значительно пострадавших в кризис.
Структура рынка, связанная с сегментацией по возрасту, напрямую зависит от демографических тенденций. Так, ожидаемое падение рождаемости станет причиной снижения спроса на товары для детей до 2-х лет, включая детское питание, коляски и многое другое. Поэтому в ближайшие годы ритейлерам следует обратить внимание на возрастные группы 5+, включая тинейджеров.
В соответствии с оценками «РБК Исследования рынков», крупные федеральные сети, несмотря на сложную экономическую ситуацию, демонстрируют двузначный процентный прирост выручки. В условиях ценовой конкуренции они диктуют свои условия поставщикам, что и позволяет им сохранять выигрышные позиции. Это преимущество способствует консолидации рынка, на фоне которой из игры вышли и закрыли магазины около 50 локальных и региональных ритейлеров.
Конкурентную ситуацию осложняют продовольственные сети, значительно расширившие детский ассортимент. По данным «РБК Исследования рынков», на сегодняшний день свыше 30% продаж детских товаров обеспечивают FMCG игроки. Позиции продовольственных ритейлеров особенно сильны в категориях детского питания, детской бытовой химии и косметики, а также подгузников.
КРИЗИСНЫЕ МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Рост цен на товары и услуги, а также ухудшение благосостояния, связанные с экономической рецессией, изменили модель потребления. Анализ, проведенный «РБК Исследования рынков», показывает, что взвешенный и рациональный подход к совершению покупок теперь свойственен и тем, кто приобретает детские товары.
Новые особенности в поведении потребителей заметили и сами ритейлеры.
«Родители стали еще более обдуманно и избирательно относиться ко всем покупкам, включая траты на детей».
Алексей Маниченко, генеральный директор «Skylark-Умница».
О сложностях развития в непростых условиях говорит и Анастасия Василькова, директор по развитию ТМ Choupette. По ее словам, в 2016 году в сети наблюдался некоторый всплеск продаж, за которым между тем стояли огромные маркетинговые усилия компании. В первом полугодии 2017 года улучшения рыночной ситуации не наблюдалось: покупатели продолжали беднеть, и денег на детскую одежду у них становилось все меньше. А борьба за кошелек покупателя, как отмечает Анастасия Василькова, сейчас ведется не только между Choupette и другими брендами детской одежды – она перемещается в зону конкуренции с продуктовой розницей.
Продолжение следует.
Автор: Елена Варнина
Фото: shutterstock