И без всяких кенгуру!
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4
Модный ритейл
Более ста лет два крупных сетевых универмага David Jones и Myer, имеющие каждый богатую историю создания и развития, конкурировали друг с другом на рынке по продаже женской, мужской и детской одежды, обуви и аксессуаров, косметики и парфюмерии австралийских и международных брендов.
Однако ситуация за последние несколько лет сильно изменилась. С ежегодным ростом числа туристов, преимущественно из Китая, крупные бренды класса люкс Европы и Северной Америки стремятся закрепиться на восточном побережье Австралии – в основном в Сиднее и Мельбурне – и рассматривают Брисбен и Перт как потенциальные рынки. По данным исследований за прошедший год около 1,4 млн туристов из стран Азии прибыли в Австралию. Поэтому для прогрессивных ритейлеров Австралия представляет собой один из крупнейших и наиболее динамичных рынков, а для таких компаний, как Louis Vuitton, Cartier, Hermes, Chanel, Valentino и др., которые работают уже не один год, Австралия остается одним из приоритетных направлений и дальнейшего расширения. По прогнозам аналитиков, рынок ритейла Австралии будет расти на 8,2% в год и к 2021 году составит $2,7 млрд.
Сами же австралийцы предпочитают одеваться на распродажах и в магазинах со сравнительно невысокой стоимостью. Поскольку выбор европейских марок небольшой, цены в магазинах значительно выше, чем в России. В Австралии также весьма популярны аутлеты. Например, DFO (Direct Factory Outlet), в котором держат свои магазины Lacoste, Ralph Lauren, Tommy Hilfiger, Armani Exchange, Calvin Klein, Swarovski, Esprit, ECCO, Burberry, UGGS, Converse, Nike, Puma, adidas, Levi’s и другие.
Вследствие экономических и политических перемен все больше и больше открывается международных сетевых магазинов в сегменте масс-маркет, которые претендуют на серьезную долю рынка. Главным их преимуществом остается цена и, конечно же, узнаваемость. Одними из первых были ZARA, UNIQLO, ТopShop, британская сеть French Connection, не столь популярная в нашей стране, но любимая в Австралии. А недавно открылся H&M, что стало долгожданным событием для местных покупателей. Пока их по стране можно легко пересчитать. Но это лишь начало. Представители индустрии, радеющие за сохранение и поддержание австралийской моды, серьезно обеспокоены вторжением иностранных ритейлеров.
Согласно исследованиям института Macquarie, с приходом зарубежных представителей рынок акций местных компаний значительно упал. Но глобализации миру не избежать. Поток иммигрантов в Австралию, преимущественно из азиатских стран, с каждым годом увеличивается, и рассматривать новых игроков извне как чужеродную экспансию на собственных территориях уже невозможно.
Уличный стиль мегаполисов
Несколько лет назад в одном австралийском журнале написали, что Сидней отличается от Мельбурна подчеркнутой расслабленностью. И как смеются сами сиднейцы: «В Мельбурне все вечно при галстуке и в начищенных туфлях, а сиднеец, даже если и наденет клубный пиджак, вьетнамки не снимет ни за что».
Но чтобы они ни говорили, это спорное утверждение. В Сиднее, несмотря на большой поток туристов, жителей видно сразу. Их отличает бизнес-стиль и определенная элегантная строгость. Даже в пятницу вечером – самое популярное время, чтобы посидеть с друзьями в пабе – они выделяются своим casual-стилем, модным, иногда немного эпатажным, но совсем не вульгарным.
Мельбурн во многом студенческий город, в который стекается молодежь со всех стран мира. Их образ жизни, несомненно, отражается на стиле города. Толстовки, бомберы, свитшоты, футболки, джинсы и кроссовки – вот основной гардероб, из которого состоит их будничная жизнь. Да и сами горожане не всегда беспокоятся о своем внешнем виде. В Австралии, например, не редкость с утра встретить женщину, бегущую в магазин в ночной рубашке и босиком. Или с десяток мам в пижамах, у которых нет времени утром причесаться перед тем, как развести минимум троих детей в детский сад или школу. Конечно, это скорее исключение, чем правило для центра города, но в пригороде такая картина никого не шокирует. В престижных же дорогих районах стиль соответствует уровню. Старшее поколение австралийцев остается верным платьям и немного осовремененному английскому стилю.
Еще это город, на который никогда нельзя рассчитывать. Как они сами говорят: «Если вам не нравится погода, подождите пятнадцать минут, и она обязательно изменится». В течение дня здесь нужно быть готовым и к сорокоградусной жаре, и пятнадцатиградусному дождю с ветром. Поэтому сочетание легкого сарафана и вязаного свитера или утепленной куртки с мехом и вьетнамок – привычные глазу образы Мельбурна.
Здесь легко можно понять по одежде, родился ли человек в Европе, Азии или Австралии. Каждый привозит свою культуру, стиль и моду.
Там все наоборот
Австралию часто называют The land down under («Земля наоборот»), и не только благодаря месту расположения, но и потому, что по отношению к нам на зеленом континенте другая сезонность, – летние месяцы – декабрь, январь и февраль, а зимние – июнь, июль, август. И Новый год они встречают на пляже. Звучит непривычно, но для модной индустрии это является важным фактором.
Посудите сами, разработанные коллекции в нашем полушарии становятся актуальными в Австралии и Новой Зеландии с задержкой на целый сезон, то есть при правильном планировании жизненный цикл коллекции можно продлить, что станет достоинством в работе с этими странами.
Австралийские модницы, стилисты, fashion-блогеры заказывают через интернет-магазины новинки из Европы и Америки, имея возможность первыми примерить тренды будущих сезонов.
Местные же дизайнеры также используют преимущество своего местонахождения. Изучив тенденции на подиумах четырех столиц, они учитывают их при создании своих моделей, которые только через год появятся на прилавках местных магазинов. Но особо предприимчивые создают вещи «по горячим следам». Например, в ноябре в Мельбурне можно купить обувь, показанную на парижской Неделе моды в сентябре, как тренд следующего весенне-летнего сезона. Вот тут и задумаешься, кто впереди планеты всей?
Автор: Елена Державец
Фото: Shutterstock.com