Есть улицы центральные
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5
НЕВСКАЯ ПЕРШПЕКТИВА
В августе прошлого года, по данным Economist Intelligence Unit, Санкт-Петербург попал в список самых комфортных для проживания мегаполисов мира. В Knight Frank St Petersburg подтверждают: в 2018-м произошло большое количество знаковых событий, каждое из которых оказало существенное влияние на городскую жизнь и рынок торговых помещений. Наиболее ярким и запоминающимся стал Чемпионат мира по футболу, во время проведения которого Санкт-Петербург посетило более 1 млн туристов, что исключительным образом повлияло на имидж и узнаваемость города, убеждены в компании.
Большое внимание в 2018-м было уделено развитию транспортной структуры города, в рамках которой были построены и открыты две новые станции метро («Беговая» и «Новокрестовская»), введено в эксплуатацию два новых моста (Бетанкура и Яхтенный) и развязка на пересечении Дунайского проспекта и Пулковского шоссе. С января 2018 г. вступил в силу и закон об изменении вывесок – предполагается, что благодаря ему повысится качество городской среды в историческом центре, где исчезнут вывески больших форматов и разных стилей. Кроме того, в 2018 г. были внесены изменения в порядок получения разрешений на установку вентиляции и рекламы в жилых домах, а также перевода жилого помещения в нежилое: теперь необходимо получать согласие всех собственников дома.
По данным Knight Frank St Petersburg, в 2018 г. в Санкт-Петербурге начали функционировать 838 новых торговых точек – это на 13% меньше, чем годом ранее. «В Санкт-Петербурге, как и в Москве, общепит является лидером в структуре арендаторов на основных торговых улицах: заведения питания занимают 29% помещений, тогда как занимающий второе место fashion – всего 16%, – делится Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге. – Проведение Чемпионата мира по футболу и ожидавшийся всплеск турпотока также стимулировали открытие новых заведений. К мундиалю старались открыться преимущественно кафе и рестораны в центральной части города. Конечно, открывая заведение под Чемпионат, рестораторы рассчитывали на высокий поток посетителей. Эти планы в целом оправдались, а в ряде случаев и существенно превзошли ожидания. Однако отметим, что если бы не произошло сноса летних террас, то выручка многих ресторанов была бы еще выше. Сравнивая активность в стрит-ритейле с динамикой предыдущих лет, можно сказать, что около 10% открытий в основных торговых коридорах в первой половине 2018 г. были обусловлены именно фактором ЧМ-2018».
В результате в 2018 г. впервые количество новых кафе и ресторанов на протяжении всего года превышало объем закрытий, при этом последний квартал года также ознаменовался максимальным количеством закрытий с середины 2015 г. Как и ожидалось, по окончании Чемпионата мира по футболу многие заведения прекратили свою работу, но, благодаря нетипичной для последнего квартала активности новых концепций, открыто было даже больше объектов общепита, чем закрыто, отмечают в JLL.
Среди новых арендаторов этого профиля в Петербурге доминируют заведения нижнего ценового сегмента – небольшие кафе, фаст-фуд и стрит-фуд. «Запуск такого рода проектов не требует больших инвестиций и не несет в себе значительных рисков, к тому же требования к помещениям у них ниже, – поясняет Владислав Фадеев. – В последнее время появляется много стартапов, которые ориентируются на молодежную аудиторию, часто в расчете на хайп в социальных сетях». Преобладающим форматом открывшихся заведений на главных ресторанных улицах стали бары (22%), второе место заняли кафе (18%), третье – рестораны (12%). Сегмент активно пополнялся и новыми ресторанами азиатской и паназиатской кухонь. Среди крупных открытий последнего года – раменная J. Ramen, суши-бар Crazy Sushi, кафе Bao Mochi и кафе «Китайская квартира Брюса Ли», перечисляют в Knight Frank St Petersburg. Продолжил развиваться и сегмент кофеен: летом вышла сеть «Правда кофе», а в конце 2018 г. на рынке Санкт-Петербурга появилась сеть кофеен DOZA café.
По данным JLL, доля свободных помещений на основных торговых улицах Петербурга за 4-й квартал снизилась с 7,8% до 7,2%, при этом в целом за год наблюдался небольшой рост – на 0,5 п.п. «Стоит отметить, что доля незанятых помещений на Невском проспекте достигла минимального значения с 2014 г. – 3,3%, в первую очередь за счет заполнения помещений на отрезке Старо-Невского проспекта, – сообщает Владислав Фадеев. – Начало года традиционно является периодом формирования спроса в преддверии весенне-летнего сезона, и пока рано говорить о формировании каких-либо долгосрочных тенденций. Продолжаются и определенные изменения, связанные с развитием общепита, особенно яркие события происходят на улице Рубинштейна, где по ряду причин рестораторы вынуждены закрывать сравнительно недавно открытые заведения. К этим причинам относятся как погодный и сезонный факторы, так и недовольство жителей улицы теми неудобствами, которые создают бары и рестораны».
По оценкам Knight Frank St Petersburg, увеличение ставок на пешеходных улицах Петербурга составило 5%. На крупных периферийных магистралях города – 4%. Резкое повышение ставок наблюдается в локации Оптиков/Туристская (16%), а также на проспекте Славы (16%), что связано с вводом новых станций метро. Также изменение ставок было связано с повышением интереса арендаторов к новой локации: так, на улице Некрасова ставки увеличились на 7%, на Кирочной – на 12%, на улице Восстания – на 8%.
Что касается сегмента fashion, то в Knight Frank St Petersburg отмечают, например, выход на рынок Санкт-Петербурга в 2018-м Victoria’s Secret, который начал свою работу в феврале 2018 г. в ТРЦ «Галерея». В конце 2018 г. также было анонсировано открытие магазина аксессуаров премиум-класса TUMI на Невском проспекте, 57 (отель «Коринтия»), а бренд часов Rolex открыл двери на Невском проспекте, 150. Бренд St-James, также расположившийся на Невском проспекте, тоже дебютировал в 2018 г. При этом в 2018-м с рынка Санкт-Петербурга ушли обувной бренд Obuv.com, магазин бытовой химии «Альпари», магазины товаров для дома «Дом Лаверна» и «К-Раута», магазин для ремонта Castorama, магазин электроники и бытовой техники Media Markt, а также продуктовая сеть «Нетто». «Из ключевых трендов 2018 г. стоит отметить также появление новых торговых кластеров в центре города и в спальных районах, – делится Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg. – Густонаселенные спальные районы благоприятны для создания новых концепций, ориентированных на постоянную целевую аудиторию жителей новостроек».
Автор: Екатерина Реуцкая
Фото: из свободных источников