Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills
В июне 2017 года 15 выпускников Технологического колледжа №24 по программе среднего профессионального образования по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» сдавали итоговую аттестацию в новом формате демонстрационного экзамена по стандартам Worldskills по компетенции «Технологии моды».
Что такое демонстрационный экзамен?
Демонстрационный экзамен по стандартам Worldskills предусматривает: моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков; независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена; определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями. Демонстрационный экзамен проводится по заданиям, разработанным экспертным сообществом на основе заданий Финала Национального чемпионата «Молодые профессионалы», с сохранением уровня сложности. Экзамен принимает эксперты во главе с главным экспертом, сертифицированным экспертом Ворлдскиллс, в оценке экзамена участвуют эксперты, прошедшие обучение в Союзе Ворлдскиллс. Демонстрационный экзамен сдается на площадке, которая должна соответствовать требованиям Инфраструктурного листа компетенции, международным стандартам. Информация о сдающих экзамен вносится в базы CIS и eSim, лучшим выпускникам, прошедшим экзамен выдается паспорт компетенций (Skills Passport), в котором прописаны все компетенции и баллы набранные по результатам экзамена.
Какие требования к компетенции «Технологии моды» и к выпускникам?
Специалист по компетенции «Технологии моды» международного уровня занимается созданием одежды. Его техническая квалификация предполагает владение основами дизайна, различными системами конструирования одежды и техниками кроя, технологическими приемами изготовления одежды и ее окончательной отделкой. Такой специалист может работать в одном из нескольких секторов отрасли. Однако чаще всего он становится индивидуальным предпринимателем, работающим на заказ. Все это предполагает наличие предпринимательской жилки и развитых навыков коммуникации в работе с заказчиками.
Необходимы: высокий уровень соблюдения требований заказчика и умение продавать.
Зачастую под заказ производится одежда для ответственных мероприятий, поэтому специалист «Технологии моды» должен понимать потребности клиента и уметь предоставлять профессиональные рекомендации в процессе интерпретации задания. Здесь необходимо четкое понимание и соблюдение указаний заказчика. Для выполнения заказов используются дорогостоящие ткани, которые, во избежание их повреждения, требуют особого обращения. Специалист должен бережно относиться к сырью, с которым он работает, а также иметь обширные познания в сфере эффективного поиска, приобретения, использования, хранения всех материалов и обращения с ними. Дизайн одежды требует новаторского, творческого мышления, художественной одаренности и квалификации дизайнера, что позволяет объединить эстетические преимущества с функциональными, и учитывать другие нюансы дизайна. Данный специалист должен знать и применять правила и теорию композиции с использованием элементов и принципов дизайна, и применимые к ним техники конструирования. Кроме того, они должны разбираться в специальном оборудовании и особенностях его применения. Им необходим высокий уровень технических знаний для создания моделей и конструирования. Различные ткани «ведут» себя по-разному в зависимости от дизайна, а также по-разному реагируют на технологию производства. Эти особенности необходимо учитывать на всех этапах разработки, подготовки и изготовления одежды.
Какие задания выполняют выпускники?
В задании демонстрационного экзамена по компетенции «Технологии моды» были работы по изготовлению швейных изделий. Выпускники получали инструкцию, эскизы и чертежи, материалы и фурнитуру. Всего пять модулей, которые выполнялись последовательно и оценивались отдельно. А именно: проектирование и изготовление поясного изделия (юбки) в соответствии с эскизом, проектирование и изготовление плечевого изделия на подкладке (жакета) в соответствии с описанием, макетирование плечевого изделия (топа) по эскизу с драпировкой на манекене, эскизирование, графические эскизы моделей (технический рисунок) в соответствии со свойствами ткани. Кроме этого надо было учитывать сегменты рынка на выбор: «масс-маркет», «прет-а-порте де люкс» или «от кутюр». Было и сюрпризное задание, так называемый «Черный ящик» – разработка аксессуара дополняющего топ.
Задания, которые выполняли выпускники Технологического колледжа № 24 значительно шире тех компетенций, которые они получили во время обучения по специальности. Успешно справиться с заданием им помогли знания полученные на факультативных занятиях по программе дополнительногог профессионального образования.
Что дает выпускнику демонстрационный экзамен?
Профессиональное портфолио, возможность демонстрации профессиональных навыков, в том числе по отсутствующим в образовательной программе, мотивацию на дальнейшее продолжение своей профессиональной деятельности.
Что дает сдача демонстрационного экзамена для работодателя?
Независимая оценка уровня подготовки выпускника, определение уровня профессиональных умений и навыков; подбор персонала в соответствии с результатами по конкретным профессиональным модулям; доступ к общероссийской базе выпускников, прошедших процедуру демонстрационного экзамена и участников системы чемпионатов Ворлдскиллс Россия; определение образовательных организаций для сотрудничества в области подготовки и обучения персонала.
Что такое Worldskills?
Worldskills международное движение, основанное в 1950 году с целью повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования, движение объединяет 75 стран. Россия вступила в чемпионатное движение рабочих профессий Worldskills в 2012 году. Чемпионат – это площадка, на которой лучшие мастера из множества стран могут обмениваться опытом, и не просто узнавать, но и формировать современные международные стандарты. В 2019 году Международный чемпионат Worldskills Competition пройдет в Казани.
Опыт проведения демонстрационного экзамена позволил руководству и педагогическому коллективу Технологического колледжа № 24 сделать выводы, что проведение экзамена в таком формате дает замечательные возможности студентам развить свой потенциал для формирования своих профессиональных компетенций, а преподавателям и социальным партнерам-работодателям – объективно оценить готовность выпускников к профессиональной деятельности.