подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
15.05.2024 | Амина Айзятова

Деконструктивная мода — самое вызывающее модное течение

Деконструктивная мода всегда вызывала бурную реакцию публики: кто-то критиковал её за излишнюю эпатажность, кто-то восхвалял за смелость и аутентичность. Так или иначе, деконструктивизм как течение, стал неотъемлемой частью модной индустрии.

Анализируя тренды последних месяцев, сложно не заметить, как резко возрос интерес к нестандартной одежде, а следовательно и к дизайнерам, которые её создают. Но почему столь необычное течение стало таким популярным?

В этой статье мы расскажем о том, что из себя представляет деконструктивная мода, как она зародилась и благодаря кому стала востребована.

Что такое деконструктивная мода?

Для того, чтобы дать определение деконструктивной моде, необходимо разобраться с деконструкцией как таковой. Итак, деконструктивизм — это постмодерниское архитектурное течение, появившееся в 1980-х годах. Его характерной особенностью является отсутствие гармонии, непрерывности и симметрии. Идеологами этого течения в одежде выступили Рей Кавакубо и Йоджи Ямамото, чьи идеи первоначально активно критиковались. Деконструкция и авангард являются способами революционного восприятия жизни и мышлением нового времени, для которого характерны свободная ассоциативность и отказ от рационализма.

В основе деконструктивного дизайна лежит разрушение стереотипных конструкций, переосмысление привычных форм. Дизайнеры-деконструктивисты не боятся пренебречь канонами моды, ведь их целью является создание чего-то принципиально нового.

Для наглядности предлагаем вам ознакомиться с основными приёмами деконструктивизма в одежде:

  • Нарушение пропорций: в деконструкции дизайнеры всячески меняют классические пропорции, прежде всего посредством инверсии стандартных форм;
  • Гиперобъемы: один из самых частых приёмов деконструкции, вариаций стилизации которого может быть бесчисленное количество;

Асимметрия: композиционный приём, который подразумевает несимметричное расположение деталей, швов и отделки относительно друг друга, также может быть реализован с помощью неравномерно распределенных складок и оборок, использования двубортных застёжек;

  • Многослойность: сочетание разных типов тканей, невесомых и плотных структур, из которого рождаются многослойные платья, юбки и блузки — один из ярких приёмов деконструктивизма;
  • Вещи-франкенштейны: изделия, сделанные посредством соединения двух других, например, это может быть платье, сшитое с пиджаком, или блузка, сшитая из двух других;
  • Разрезание: один из самых простых, но самых эффективных приёмов деконструкции, с помощью нескольких движений ножницами можно дать вещи новую жизнь, заставить её заиграть новыми красками.

История зарождения деконструктивной моды

Искусствоведы уверены, что деконструктивная мода как явление зародилась примерно на пятьдесят лет раньше её определения. Так, местом рождения модного деконструктивизма традиционно принято считать Японию, где в 20-х годах и возникли первые веяния необычного течения. Стоит сказать, что по достоинству тенденция была оценена значительно позже — во второй половине 1980-х годов. Её популяризация напрямую связана с континентальной философией и рассматривается как попытка переосмыслить моду, вдохнуть в неё интеллектуальное движение.

Принципы fashion-деконструктивизма впервые были описаны в 1985 году Харольдом Кодом в статье “Рей Кавакубо и эстетика бедности”. Окончательно термин сформировался примерно в 1988 году, сразу после архитектурной выставки в Нью-Йоркском музее современного искусства. В начале 1990-х годов Харольд Код совместно с Ричардом Мартином представил понятие модной деконструкции в каталоге выставки Infra-Appare: деконструктивизм - это единая тенденция 1990-х годов.

Дизайнеры, оказавшие наибольшее влияние на развитие деконструктивизма в моде

Конечно, деконструктивная мода не стала бы таким мейнстримом без людей, которые искренне были ей преданы, без дизайнеров, которые были настолько влюблены в её эстетику, что посвящали её развитию целую жизнь.

Ниже мы предлагаем вам рассмотреть тех дизайнеров, чьё творчество, на наш взгляд, оказало наибольшее влияние на формирование деконструктивного-fashion направления.

Рей Кавакубо

Японский дизайнер Рей Кавакубо родилась в 1942 году в Токио. Её роман с модой начался ещё в детстве, когда она впервые сшила себе одежду. Однако в решающий момент выбора профессии Рей отдала предпочтение не дизайну, а литературе и изящным искусствам, что конечно, не помешало ей состояться как модельеру.

В 1964 году, она закончила университет Кео и устроилась на работу в компанию, специализирующуюся на производстве синтетических тканей. В её обязанности входила организация коммерческих съёмок. Именно в этот период Кавакубо сознательно примерила на себя роль дизайнера: девушка начала шить платья из высокотехнологичных тканей Asahi Kasei. C 1967 года Рей стала подрабатывать стилистом, а в 1969 уже запустила культовую марку одежды Comme des Garcons (в переводе с французского “как мальчики”). Первая коллекция женской одежды была готова только спустя 6 лет, приобрести её можно было непосредственно в бутике Comme des Garcons.

Несмотря на значительную временную разницу между открытием бренда и выпуском первой коллекции, ожидание однозначно того стоило. Рей Кавакубо представила публике совершенно нестандартную одежду, продаваемую очень любопытными методами. Так, в бутике Comme des Garcons отсутствовали обязательные для магазина зеркала и привычные манекены.

«Женщины должны покупать одежду из-за того, как они в ней себя чувствуют, а не потому, как они в ней выглядят» - объяснила концепцию дизайнер.

К концу 70-х годов в Японии о Кавакубо говорили все. Одежда, производимая Comme des Garcons, получила признание и всенародную любовь. А сама дизайнер, запустив ещё и линию одежды для мужчин, отправилась покорять Париж.

В 1981 году Рей представила новую коллекцию бренда в рамках парижской Недели моды. Показ сильно отличался от того, что привыкли понимать под словом мода в Европе: Кавакубо выпустила на подиум моделей в брутальной одежде с оторванными рукавами, необработанными краями, скошенными воротниками и вывернутыми карманами, выполненной из мятых тканей чернильно-черного цвета. К тому моменту романтизм и женственность уже наскучили модным экспертам, для многих из которых деконструктивный стиль Кавакубо стал настоящим глотком свежего воздуха. Уже в 1982-ом году Рей стала членом Синдиката haute couture и prêt-à-porter, и с тех пор без её коллекций не обходится ни одна парижская Неделя моды.

Рей Кавакубо — одна из основательниц деконструктивной моды, создаваемая ею одежда в большинстве сложноносибельная, но очень уникальная.

На данный момент бренд Comme des Garcons возглавляет преемник отошедшей от дел Рей Джуния Ватанабе. Он перенял догмы и философию марки Comme des Garcons и на их базе создал собственный уникальный стиль техно-кутюр. Прорабатывая сложные конструкции моделей до каждой мелочи, Ватанабе делает акцент на деконструктивизме коллекций. 

Йоджи Ямамото

Ещё одним прародителем деконструктивного течения в модной индустрии по праву считается другой известный японский дизайнер — Йоджи Ямамото. Его путь в мир моды начался после окончания университета, где он получил диплом юриста. Молодой Йоджи не хотел работать по специальности и вместо этого стал помогать матери со швейным ателье. Позже будущий дизайнер почувствовал необходимость в получении соответствующего образования и в 1969 году закончил ещё и главную японскую fashion-школу — колледж Bunka.

Первая коллекция Йоджи вышла лишь в 1977 году, тогда бренд ещё не носил имени своего создателя, а был лаконично представлен как Y. После выпуска ряда коллекций мужчина принял решение отправиться в Париж, где в 1981 году представил свою новую коллекцию. Так совпало, что в том же году покорять французскую столицу прибыла и небезызвестная нам Рей Кавакубо. Видения дизайнеров во многом сходились, на почве чего у них даже закрутился роман. Несмотря на то, что работы Кавакубо имели свои особенности, Йоджи Ямамото также представил публике минималистичный дизайн в сочетании с непривычными, неправильными пропорциями — европейцы восприняли приезд сразу двух японских дизайнеров, творящих в едином стиле, как новую тенденцию индустрии. И это движение, впоследствии получившее название японский деконструктивизм, действительно началось. Оба маэстро смело работали с формами и пропорциями, перекраивали вещи и оставляли необработанные, “сырые” части лекал.

Характерными особенностями стиля Ямамото стали отсылки к традиционным одеяниям японских крестьян. Так, дизайнер создавал объёмные рубахи из грубой ткани домашнего производства, а также эргономические штаны. Помимо крестьянских силуэтов в коллекциях Йоджи присутствовали и более элегантные модели, например, вечерние платья, естественно отвечающие принципам деконструктивизма.

Важной частью карьерного пути Йоджи стали коллаборации, отчасти благодаря которым он и обрёл такую популярность. Одним из самых ярких сотрудничеств дизайнера стала коллаборация с Adidas: в 2002 году высокая и спортивная мода объединились, чтобы представить модель кроссовок Y-3. Эта коллаборация столь значима ещё и потому, что стала прецедентом для последующих слияний кутюра и уличного стиля. Помимо Adidas Йоджи Ямамото сотрудничал с Hermès, PORTER, New Era, Mikimoto и Mandarina Duck.

В 1989 году режиссёр Вим Вендерс выпустил целый фильм “Зарисовки об одежде и городах”, посвящённый дизайнеру и его творчеству.

Йоджи Ямамото является одним из немногих дизайнеров, чьи работы откликаются как молодому, так и старшему поколению. Вот уже более 50 лет он развивает деконструктивный стиль одежды и продолжает выходить за рамки привычного.

Жан-Поль Готье

Детство одного из самых эпатажных дизайнеров современности Жана-Поля Готье прошло в пригороде Парижа. Будучи маленьким, мальчик много времени проводил с бабушкой. Именно она и привила внуку любовь к корсетам, чёрным перьям и театральным перформансам.

Как это бывает у творческих людей, общение со сверстниками у Готье не ладилось. Многие считали его странным и не хотели с ним дружить. Но однажды с будущим дизайнером приключилась любопытная история: Жан-Поль с детства любил рисовать, так, на одном из школьных занятий он изобразил танцовщицу кабаре. Учительнице рисунок показался непристойным, и она решила пристыдить мальчика, показав эскиз всему классу. К удивлению преподавательницы у класса творение юного Готье не вызвало отрицательных эмоций, даже наоборот ребята признали талант одноклассника и стали просить его нарисовать что-то для них. Эта ситуация стала очень показательной, так как Жан-Поль увидел, что его творчество может вызвать у людей улыбку.

Несмотря на невероятную страсть к рисованию, в колледж Готье не пошёл, он продолжил развиваться в этом направлении самостоятельно. В 18 у него уже было приличное портфолио, которое он решил разослать в наиболее откликающиеся ему бренды. Так, в жизни дизайнера началась глава под названием “работа у Пьера Кардена”. Позже Готье совместно с Франсисом Менюжа открыл собственный бренд.

Истории головокружительного успеха с первых лет работы не случилось, бюджет очень ограничивал творца, но Готье продолжал стараться. Его первый показ состоялся на одной из самых дешёвых площадок — в планетарии Дворца открытия. Приглашения были написаны от руки, с организацией помогали друзья, они же и выступили в роли моделей. На дорогие ткани средств не было, и Готье выкручивался как мог, используя старые джинсы, скатерти, бумагу и даже вышедшую из строя электронику.

Положение улучшилось лишь в 80-х годах, когда мода активно начала меняться. Вот тогда-то и началась эпоха Жана-Поля Готье. Дизайнер смело переносил моду с тротуаров на подиумы: он создавал платья из мусорных мешков, консервных банок и демонстрировал это на подиумах Парижа.

Отличительным принтом бренда Jean Paul Gaultier стала бритонская полоска. Несмотря на то, что она и ранее использовалась дизайнерами, культовой её сумел сделать именно Готье.

Помимо рисования Жан-Поль также питал трепетные чувства к кинематографу. Заработав репутацию, дизайнер решил попробовать себя в роли художника по костюмам. Так, именно он создавал костюмы для героев фильма “Пятый элемент”, “Повар, вор, его жена и её любовник”, “Город потерянных детей”, “Кожа, в которой я живу” и других.

Жан-Поль Готье - настоящий мастер эпатажа, творчество которого, конечно, не подчиняется никаким канонам. Именно поэтому деконструктивная мода стала его отдушиной. Она позволяет ему реализовывать все самые необычные идеи, устраивать шоу и оставаться собой.

Хочешь быть в курсе главных событий в fashion индустрии и новостей брендов?

0