подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
16.07.2018 | Юлия Ригби

Chanel и тайны коллекции Coromandel

На днях в Инстаграмм на официальной страничке Chanel был размещен видеоролик о креативности Коко Шанель и новой коллекции украшений от кутюр, взявших себе имя Коромандель (Coromandel). Знаменитый Дом имеет огромную историю успеха в создании украшений, где сама Габриэль Шанель частенько выступала великолепным менеджером и вдохновителем, а не художником.

 

Сегодняшняя коллекция превозносит ее чутье на прекрасное, на абсолютное качество арт-объектов, обращаясь к коллекции китайских ширм, которые Шанель собирала многие годы. Ее страсть к китайским ширмам , как и вообще к загадкам и мистике Востока, любовь собирать все и вся в стиле шинуазри, привил Мадемуазель ее приятель Бой Кейпел. Увидев впервые ширмы в стиле коромандель, а так же экраны с интарсиями и маркетри, Коко пришла в восторг: на них, работах династии Мин, красовались ее любимые камелии, порхали райские птицы и девушки прогуливались возле пагод и садов. Коко собрала 30 таких ширм и возила их с собой с одной квартиры на другую, а сегодня в ее знаменитой квартирке над бутиком Шанель, на рю де Камбон, 31, сохранилось 8 из них. Ширмами Шанель декорировала стены и двери, скрывая их от гостей.

 

 

Сегодня старые китайские ширмы основательницы бренда вдохновили мастеров Chanel на создание серии часов и ювелирных изделий: колье, серег, колец. Беда только в том, что Дом Моды, как и сама Шанель, не всегда договаривают, делая паузы или ставя многоточие вместо уточнения. И, назвав свою (без сомнения великолепную) коллекцию «Coromandel», они ( на мой взгляд) предложили поклонникам этой марки немного позаблуждаться. Ведь многие модницы, придя в восторг от мастерства и изысканности представленных украшений, могут понять это так: великая Коко собирала уникальные вещи (ширмы), ювелиры и дизайнеры по мотивам ее ширм создали совершенно новые, ни на что не похожие ювелирные шедевры и техника, которая здесь применялась, до этого неизвестная человечеству. По крайней мере, такое впечатление создал у меня лично видеоролик.

 

Но, каким-то удивительным образом, создатели действительно красивых вещей забыли упомянуть своих предшественников и аналоги в истории. Начнем с того, что в технике коромандель используют от 20 до 200 слоев натуральных смол, которые уже давно известный в ювелирке и декоративном искусстве, часто под упрощенным названием «японский лак». Покрыв поверхность лаками, можно добиться схожести с огромным количеством материалов, от мрамора до замши. На самом деле, это практически всегда дерево. Лаки прорабатываются резцом и прочерчивается, слой за слоем, рисунок. То есть если Микельанджело говорил о своих скульптурах, что отбрасывает все лишнее от куска мрамора, китайские и японские мастера убирали ненужное от залакированной доски… Такой ли техникой пользовались ювелиры для создания коллекции «Coromandel»? На мой взгляд, тут путаница. Взглянув на новые украшения, сразу обнаруживается их связь с украшениями японской компании 30-х годов AMITA (жива до сих пор, но делает коллекционные портсигары). Сама AMITA ассоциировала себя с сирийской и испанской техниками резьбы и золочения по черненой стали – Damascenes (Дамаскины).

 

А знатоки Востока обязательно вспомнят самурайское искусство и технику украшения мечей shakudo. С именем последней так же связана история украшений 30-х годов прошлого века. Украшения в стиле shakudo, и ювелирные наборы от AMITA  практически неотличимы и очень схожи мотивами и стилем с новоявленной коллекцией французов.

 

 

На кусочке стали (у дизайнеров Chanel это золото) , покрытым черным лаком (эмалью) выцарапываются резцом камелии, птицы и пагоды. Затем их покрывают золотом высшей пробы. Фрагменты некоторых украшений той техники из 1930-х вы видите на нашем фото. Дамаскины пришли так же с Древнего Египта и само название техники, в которой выполняются эти украшения более чем 2 тысячи лет, происходит от Дамаска, столице нынешней Сирии. Знаменитая дамасская сталь с чернением, гравировкой узоров и золочением вдохновляет и сегодня множество художников. Но никто не прославляет ее, связывая с вещами из квартиры основателя бренда.

 

Еще забыли упомянуть в Доме Chanel о технике клуазоне. А ведь знают ее. Клуазоне – то же французское слово, но обозначает оно традиционную китайскую технику горячей эмали, заливающейся в крохотные отделения между перемычками. Основа для заливки часто делалась с массой точек, удерживающих капризную эмаль в крохотных ячейках. Дизайнеры от Chanel виртуозно представили свое видение вариаций на эту тему: горячие эмали здесь почти везде заменены мириадами крохотных бриллиантов, кораллами, изумрудами.

 

Эффект клуазоне переработан смело и талантливо, это действительно невероятно красиво. Но почему никто не вспомнил о нем, представляя новую коллекцию, как и черном японском лаке или временах античного Дамаска? Возможно, потому что нужно предлагать свою историю и хранить тайны. Это блистательно удавалось и самой Габриэль Шанель.

 

Фото: социальные сети и Chanel

0