Знатокам моды
05.09.2016 | Лидия Соколова

Скандинавия на карте модной индустрии

часть 1          часть 2          часть 3

 

Чему поучиться у северных соседей


Когда десять лет назад модные журналы начали говорить о прорыве в нордической модной индустрии, указывались три основных фактора развития: сказочный успех унисекс-брендов (Acne – хороший пример), ставка на массовое производство и «принцип IKEA» (реализованный H&M), авангардная мода – особенно мужская (датская и норвежская).


Почему отечественным молодым дизайнерам так трудно добиться успеха в начале пути? Выживать на периферии мировой fashion-индустрии трудно бизнесу во многих государствах, это касается не только России, но и скандинавских стран. Между тем у наших северных соседей есть чему поучиться.


Так, в Норвегии и Швеции существуют специальные программы поддержки начинающих дизайнеров одежды. В течение десяти лет грантовый проект Fra Catwalken («С подиума»), проводя в Осло строжайший отбор, отправлял молодых норвежских дизайнеров в другие страны. Сегодня, в мире глобализации, очень важно выделяться среди прочих. Норвежские дизайнеры, получив поддержку программы Fra Catwalken, ездили в Копенгаген, Париж, Мюнхен, Флоренцию и Нью-Йорк – этот проект финансировался Норвежским министерством иностранных дел и был реализован Центром моды и дизайна DOGA (Осло).

 

Скандинавия на карте модной индустрии


Молодые таланты познакомились с производителями из других стран и получили ценные навыки от ключевых игроков модной индустрии. Трамплином для их бизнеса является, конечно, спонсирование поездок, без которых невозможно открыть собственный успешный магазин: навыков недостает.


С тех пор как в 2009 году был основан Норвежский институт моды, норвежские дизайнеры все более востребованы. Растет число профессионалов с амбициями – они хотят выйти на европейский, американский, азиатский рынки.


 Есть несколько платформ продвижения норвежской продукции как на внутреннем рынке, так и на международном. Узловыми организациями в продвижении являются F5, Norwegian Fashion Hub и Designer­kollektivet. Совместная деятельность, взаимодействие между брендами также плодотворно сказываются на эффективности развития.


Коллекции сезона осень-зима 2015/16 прошлым летом были представлены в Центре дизайна DOGA. Участвовали 16 брендов одежды и аксессуаров, среди которых Schermann Ringdal, Arct, Mariette, NJORL, Johnnylove, Eben, Epilogue by Eva Emanuelsen, Catherine Hammel, Mardou & Dean, Tom Wood, Rauma Design, Holzweiler, Aphru, Christina Ledang, Graa. Все дизайнеры прошли программу обучения за границей.


Критерии отбора бренда для участия в проекте:
•потенциал успеха на международном рынке;
•визуальная презентация изделий;
•практическая ценность и легкость исполнения.


Скандинавский стиль с его характерной чистотой линий привлекает все большее внимание к норвежским дизайнерам, которые добавляют к нему что-то свое, особенное. Так, новый бренд аксессуаров Eben производит сумки из рыбьей кожи, обработанной в Исландии. Mardou & Dean находят вдохновение в культуре битников и современной литературе, а коллекции бренда Graa – свежие и смелые образцы мужской урбанистической моды, близкие к визуальной эстетике скейтеров, городских фотографов и андеграундных музыкантов. Aphru выражает глубокую тревогу, связанную с экологической ситуацией на планете, и придерживается этики безвредного производства. Норвежская мода в целом сегодня разнообразна и отличается приоритетом качества. Во многом это связано с эффективностью проекта поддержки молодых дизайнеров.


Швеция становится все более заметным игроком на рынке мужской одежды. 
Style.com приводит пятерку самых интересных дизайнеров мужской одежды в мире. В этом списке трое шведов.
В Швеции платформа для старта молодых дизайнеров уже имеет более чем двенадцатилетнюю историю. Идея создания проекта Swedish Fashion Talents (прежде он был известен под названием Rookies – «Новички») принадлежит Хелен Мельстром. Сегодня Мельстром – эксперт по модным тенденциям среди самых видных фигур в скандинавской fashion-индустрии.

 

Скандинавия на карте модной индустрии


Swedish Fashion Talents дает возможность показать себя и дизайнерам женской моды, и всем, кто занимается более перспективным направлением в Скандинавии – мужской модой. В свое время бренд Acne получил признание благодаря этому проекту. Дизайнерам дают все необходимое для выживания в мире моды – участие в выставках и показах, обучение. В обязательный курс входят бизнес-стратегии, юриспруденция, основы организации розничных сетей и функционирования мировой торговли. На повестке у прошедших отбор дизайнеров семинары и создание сети деловых знакомств.


Главное, чему учит участие в SFT, – искать свою нишу на рынке и создавать стройную концепцию бренда. Хелена Мельстром советует: «Даже сейчас, когда это уже стало общим местом, я продолжаю, встречая новый бренд, спрашивать: “А какова идея вашей компании?”. Нужно иметь готовую концепцию, а не просто делать что-то хорошее. Нужно верить в то, что делаешь. Построй концепцию, создай историю, которая тебе важна. Нужно донести до байера, почему именно тебе важно быть на рынке». Swedish Fashion Talents учит, как отыскать свою нишу и как поддерживать концепцию.


Многое еще нужно сделать, чтобы и в России случилось что-то вроде всемирно известного скандинавского fashion-чуда.

Автор: Александра Чекалина

Фото: Shutterstock.com

0