Погружение в мир Ирвина Пенна
Эта выставка уже совершила в кругосветное путешествие: с 21 августа по 18 ноября 2018 экспозицию можно было увидеть в Бразилии, в Сан-Паулу; с 30 августа по 6 октября – в Лос-Анджелесе; с 13 сентября в течение месяца – в Нью-Йорке. И завершаются гастроли с 29 сентября по 17 февраля 2019 года – в Сан-Диего.
МИР ГЛАЗАМИ ФОТОГРАФА
Работа Пенна в Италии и Индии во время Второй мировой войны вдохновила его расширить этот опыт и начать фотографировать людей по всему миру. С 1967 по 1971 год он жил своей мечтой, путешествуя для Vogue по Тихому океану и Африке с палаткой в качестве студии.
«Студия стала для каждого из нас своего рода нейтральной зоной. Это был не их дом, поскольку я привез к ним чуждое для них сооружение, это был не мой дом, так как я, совершенно очевидно, приехал из совсем другого далекого места. Но в этой неопределенности для нас была возможность контакта, которая была откровением для меня и часто, я бы сказал, движущим опытом для самих людей, которые без слов – только своими позами и своей концентрацией внимания – могли сказать многое, что помогало построить мост взаимопонимания между нашими разными мирами».
Пенн не был антропологом, он был художником, стремящимся создать изысканно детализированные и тщательно построенные портреты. Однако, хотя в его намерения не входило повторять стереотипы этнографической фотографии, сидящие изолированно модели на пустом фоне неизбежно напоминают колониальные традиции.
Для последней экспедиции в Марокко в 1971 году Пенн установил свою палатку на городской площади Гуэльмима (Guelmim), где располагался древний рынок верблюдов, известный под названием «Ворота в пустыню». Пенн пригласил танцоров национальной гуэдры позировать. Те, кого он выбрал, сидели, глядя в объектив, наслаждаясь изучением обращенной на них камеры, но сами были непроницаемы. После этой поездки Пенн начал печатать фотографии из путешествий в своей книге «Миры в маленькой комнате» (1974).
Более поздние портреты, начиная с 60-х годов прошлого столетия и до первого десятилетия XXI века, стали отражением времени. Например, модель Мариса Беренсон в вызывающей свадебной одежде или писатель Том Вулф, запечатленный в стиле «Красавчик Браммел», олицетворяют бурные годы их молодости. В работах последних десятилетий ощущаются ностальгические фантазии о потерянной наивности и осознание бесполезности суеты. Смерть жены в 1992 году и собственный наступающий возраст повлияли на будущее Пенна, превратив позднюю модную фотографию в блестящее зеркало скоротечности жизни.
Проходя по экспозиции, мы отматывали назад прошедшие дни. В залах мы снова видели Диора на обложках журнала Vogue, позирующего молодого Ив Сен-Лорана или плиссированные вещи японского дизайнера Иссей Мияке, последователя Мариано Фортуни, которые Ирвин Пенн снимал в 1989 году. Эта заключительная выставка послужила итогом нашего путешествия, позволив резюмировать все мысли и впечатления.
Фото экспонатов выставки предоставлены автором