Миланский шопинг: секреты и правила
часть 1 часть 2
В последние два года российские модники все чаще стали ставить под сомнение экономическую целесообразность шопинг-туров в Европу, в частности в Милан. Кажется, что времена ажиотажа вокруг дорогих бутиков ушли в прошлое и гораздо дешевле заказывать одежду в Китае, Корее и Бангладеш. Однако многие уже обожглись на качестве такой продукции и несоответствии размеров, а также на невысоком уровне сервиса доставки. И мало кто знает, что в Милане можно купить (и даже закупить оптом) одежду по цене стран третьего мира, но настоящего итальянского качества.
Ездить в Милан за покупками принято абсолютно во всех странах. В основном столицу моды посещают русские, арабы, южноамериканцы, китайцы. Люди разных национальностей, которым важно иметь выбор из полного ассортимента, представленного в бутиках, и при этом необходимо совершить покупку за считаные дни или часы. Это тот вариант шопинга, когда дорогую одежду покупают в самом дорогом варианте и в самом дорогом месте. Но настоящий обман туристов и в том числе россиян происходит на курортах, где товары в бутиках представлены по максимально завышенным ценам. Вот там вариантов нет, особенно в туристический сезон: Форте-дей-Марми, Порто-Черво, Кортина-д’Ампеццо, Курмайор...
А вот Милан как туристический город явно недооценен. Здесь много интересных ресторанов, кафе, мест отдыха, которые могут быть напрямую связаны с модными брендами. Можно пойти в бутик Dolce & Gabbana и потом пообедать рядом в кафе Terrazza Aperol, где лучшие аперитивы в городе и светское общество. Это интересное заведение с видом на Миланский собор. Можно выпить кофе в магазине Marc by Marc Jacobs, пока подбираете аксессуары из разряда cheap & chic. Ресторан Just Cavalli – место с потрясающим дизайном – располагается в основании башни Torre Branca. Обязательно стоит посетить Музей моды, а также периодические выставки, посвященные дизайну, моде и смежным творческим сферам. Например, в выставочном комплексе Triennale работают постоянные экспозиции, проходят выставки, посвященные теме творчества и прикладным видам искусств.
Люди, которые едут на шопинг, обычно тратят два-три дня на то, чтобы открыть для себя город. Поэтому самый известный туристический маршрут проходит через знаменитую Via Montenapoleone – это сердце так называемого Модного квартала (Quadrilatero Della Moda). Здесь расположены все бутики, которые имеет смысл посетить, если идет речь о люксовом сегменте, конечно.
Меньше всего закупаются в миланских бутиках сами миланцы, у которых есть очевидные возможности для более интересного и дешевого шопинга. Многие шоу-румы анонсируют свою работу секретно, полусекретно, «только для своих», «только для своих и их друзей» (в зависимости от того, какой ассортимент предлагается), секретно на время распродажи новой коллекции. Они распродают нынешние коллекции за очень небольшую стоимость. Почему? Периодически бывает так, что какая-то страна попадает в кризис. Вот недавно это случилось с Россией. А в прошлом году к нам присоединился Казахстан. Далеко не все байеры, которые еще два года назад закупали коллекции полностью, теперь могут забирать их за полную стоимость. И они не забирают свои заказы из шоу-румов. В свою очередь шоу-румы, вместо того чтобы заваливать товаром розницу или выкидывать продукцию, предпочитают продать все это у себя фактически за себестоимость. Как правило, они находятся на отшибе или в каких-то жилых кварталах города. Поскольку они не для розничного покупателя, они не должны быть шикарно оформлены и расположены в центре.
Но в эти места нужно иметь «явки и пароли». Нужно быть готовым к тому, что, например, в понедельник в 11 утра надо будет прийти и за пару часов все скупить. Причем приглашение придет накануне вечером. А ехать надо! Потому что другой возможности уже не будет.
Я и сам все покупаю на распродажах. Я был, например, на распродаже Frankie Morello, Bikkembergs, Jean-Paul Gaultier… Мужская одежда, допустим, мужские кофты, свитера (не первая линия) продавалась по 20–30 евро, джинсы за 40–45 евро. Ботиночки какие-то смешные стоили дешевле 100 евро. Но специфичные – Jean-Paul Gaultier все-таки.
Не будем забывать о том, что если не нужна последняя коллекция, а устраивают коллекции предыдущих лет, то есть потрясающие аутлеты и в городе, и за городом. У аутлетов, в свою очередь, тоже есть распродажи – в январе и июле. То есть и без того сниженные цены аутлета становятся еще ниже. Отдельное место среди итальянских аутлетов занимают торговые центры компании McArthurGlen. Это целые городки со своей архитектурой, улицами, фонтаном в центре, кафе и ресторанами. Справедливости ради стоит заметить, что найти торговые центры компании McArthurGlen можно не только в Италии, но и во Франции, Австрии, Нидерландах, Великобритании и даже в Греции. Самое известное место – Serravalle Designer Outlet. Торговый центр находится между Миланом, Генуей и Турином. FoxTown Factory Outlet построен всего в 50 км от Милана, но уже на территории Швейцарии. Выбор товаров некоторых итальянских марок (Armani, Missoni, Fendi, Etro) гораздо богаче, чем в Serravalle, но и цены здесь выше, чем в Италии.
Чтобы попасть в такое замечательное место, однозначно нужно арендовать автомобиль. Даже если вы успеете утром на автобус, подумайте о том, как будете добираться обратно со всеми этими пакетами! К тому же уехать на рейсовом автобусе придется гораздо раньше, чем закрываются магазины. А это бывает обидно. Шопинг в аутлетах отнимает ощутимо больше времени, и продавцы здесь не всегда в состоянии уделить вам столько внимания, сколько бы вам хотелось. К тому же, как всегда бывает в таких местах, размерный ряд и ассортимент неоднородны. И не стоит рассчитывать на то, что «то классное платье из последней коллекции, которое я месяц назад не купила в бутике» висит здесь на вешалке и дожидается вас. Как правило, нет.
Продолжение следует
Автор: Бернардо Паоли, основатель итальянской школы моды Bernardo Paoli Fashion School в Москве
Фото: Shutterstock.com