Цифровые технологии в дизайне одежды: ожидания VS реальность
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4
ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ФИГУР
Чтобы проектировать объемно-силуэтную форму одежды в VR, нужен цифровой двойник человеческой фигуры – или индивидуальной, или типовой с такими же антропоморфными особенностями. И здесь существуют серьезные проблемы. Переход к трехмерному проектированию одежды потребовал знания координат уже множества точек на поверхностях сразу нескольких объектов, ориентированных относительно друг друга в пространстве, – виртуальной фигуры и одежды в виде трехмерной оболочки, собранной из плоских деталей.
В настоящее время используют следующие варианты цифровых двойников, отличающиеся сложностью получения:
- сканатар, который представляет собой цифровую копию реальной фигуры (как правило, нетипового телосложения) после сканирования человека во весь рост;
- аватар, который представляет собой цифровую копию условной фигуры типового телосложения.
Благодаря технологиям бодисканирования и другим решениям, в современных гаджетах можно легко сгенерировать цифровой двойник реальной фигуры (сканатар)
и демонстрировать удивленному потребителю его самого, а также в базовых видах одежды в VR. На рисунке показан фрагмент китайской программы для оцифровывания потребителем своей фигуры с помощью обычного смартфона и получения внешне похожего цифрового двойника.
Но как быть с типовыми фигурами, для которых работают швейные предприятия и основные признаки которых приведены или в отраслевых стандартах, или в тех регламентах, которые крупные производители разрабатывают для себя, привлекая специальные компании, в частности ALVANON? Такие фигуры в реальной практике представляют промышленные манекены. Чтобы получить аватар типовой фигуры, надо иметь внушительную антропометрическую информацию.
Увы, в нашей стране нет цифровой базы антропометрических особенностей населения, чего не скажешь о других странах с цифровой экономикой. Например, во Франции при помощи технологии бодисканирования был разработан стандарт типовых фигур Anthropometrical Referential – National Measurement Campaign 2006 (EN-H005 для мужчин и EN-F006 для женщин). А в Китае недавно завершились массовые обмеры.
Доступное иностранное программное обеспечение (Clo3D, Vidya, makeHuman, Optitex) не позволяет генерировать точные копии цифровых двойников российских фигур по ряду причин. Во-первых, российская типология, опубликованная в 2004 г., является недостаточной для получения цифровых двойников: в ней очень мало проекционных размерных признаков, необходимых для правильной постановки аватара в трехмерном пространстве (без этих признаков аватар может получиться сутулым или, наоборот, чересчур распрямленным). Во-вторых, количество и содержание размерных признаков не меняется в нашей стране уже давно, и это при том, что ассортимент и функции одежды значительно расширились. Сравните показатели ранее действовавших и введенных стандартов:
- типовые фигуры мужчин ОСТ 17-325-86 – 58 признаков (17 проекционных);
- ЦНИИШП, 2005, – 48 признаков (11 проекционных);
- типовые фигуры женщин ОСТ 17-326-81 – 62 признака (19 проекционных);
- ЦНИИШП, 2003, – 51 признак (12 проекционных).
Новые цифровые технологии требуют иных форм презентации человеческих фигур. Помимо линейных размерных признаков, необходима информация о весе фигур разного возраста (например, уже сейчас большинство интернет-магазинов запрашивают у неискушенных в размерной антропометрии покупателей их вес, чтобы обеспечить соразмерность одежды и сократить ее возвраты), распределении жировых отложений.
Посмотрите на фрагмент из французского стандарта EN-F006, иллюстрирующего возрастные изменения женских фигур. Обладая такой графической информацией, любой профессионал – дизайнер или модельер-конструктор – сможет увидеть и учесть морфологические особенности и с помощью конструкторских приемов или приемов визуальных иллюзий создать желаемый модный образ (см. рисунок).
Да и сама форма представления типовой фигуры в виде набора линейных размерных признаков только для основной антропометрической статической позы, ведущая свою историю с размерных таблиц XVII века, уже давно недостаточна для понимания пластики и морфологии фигур.
Продолжение следует.
Фото: эксперта и из открытых источников