подпишитесь на новости брендов 
04.04.2019 | Виктор Кузьмичев

Цифровые технологии в дизайне одежды: ожидания VS реальность

часть 1      часть 2      часть 3     часть 4

 

ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ФИГУР


Чтобы проектировать объемно-силуэтную форму одежды в VR, нужен цифровой двойник человеческой фигуры – или индиви­­дуальной, или типовой с такими же антропоморфными особенностями. И здесь существуют серьезные проблемы. Переход к трехмерному проектированию одежды потребовал знания координат уже множества точек на поверхностях сразу нескольких объектов, ориентированных относительно друг друга в пространстве, – виртуальной фигуры и одежды в виде трехмерной оболочки, собранной из плоских деталей.

 

Цифровые технологии в дизайне одежды


В настоящее время используют следующие варианты цифровых двойников, отличающиеся сложностью получения:

  • сканатар, который представляет собой цифровую копию реальной фигуры (как правило, нетипового телосложения) после сканирования человека во весь рост; 
  • аватар, который представляет собой цифровую копию условной фигуры типового телосложения.

Благодаря технологиям бодисканирования и другим решениям, в современных гаджетах можно легко сгенерировать цифровой двойник реальной фигуры (сканатар) 
и демонстрировать удивленному потребителю его самого, а также в базовых видах одежды в VR. На рисунке показан фрагмент китайской программы для оцифровывания потребителем своей фигуры с помощью обычного смартфона и получения внешне похожего цифрового двойника.

 

Цифровые технологии в дизайне одежды


Но как быть с типовыми фигурами, для ко­­торых работают швейные предприятия и ос­­новные признаки которых приведены или в отраслевых стандартах, или в тех регламентах, которые крупные производители разрабатывают для себя, привлекая специальные компании, в частности ALVANON? Такие фигуры в реальной практике представляют промышленные манекены. Чтобы получить аватар типовой фигуры, надо иметь внушительную антропометрическую информацию.


Увы, в нашей стране нет цифровой базы антропометрических особенностей насе­ле­ния, чего не скажешь о других странах с цифровой экономикой. Например, во Фран­­ции при помощи технологии бодисканирования был разработан стандарт типовых фигур Anthropometrical Referential – National Measurement Campaign 2006 (EN-H005 для мужчин и EN-F006 для женщин). А в Китае недавно завершились массовые обмеры.

 

Цифровые технологии в дизайне одежды


Доступное иностранное программное обеспечение (Clo3D, Vidya, makeHuman, Optitex) не позволяет генерировать точные копии цифровых двойников российских фигур по ряду причин. Во-первых, российская типология, опубликованная в 2004 г., является недостаточной для получения цифровых двойников: в ней очень мало проекционных размерных признаков, не­­обходимых для правильной постановки аватара в трехмерном пространстве (без этих признаков аватар может получиться сутулым или, наоборот, чересчур распрямленным). Во-вторых, количество и содержание размерных признаков не меняется в нашей стране уже давно, и это при том, что ас­­­сортимент и функции одежды значительно расширились. Сравните показатели ранее действовавших и введенных стандартов:

  • типовые фигуры мужчин ОСТ 17-325-86 – 58 признаков (17 проекционных);
  • ЦНИИШП, 2005, – 48 признаков (11 проекционных); 
  • типовые фигуры женщин ОСТ 17-326-81 – 62 признака (19 проекционных);
  • ЦНИИШП, 2003, – 51 признак (12 проекционных).

Новые цифровые технологии требуют иных форм презентации человеческих фигур. По­­мимо линейных размерных признаков, необходима информация о весе фигур разного возраста (например, уже сейчас большинство интернет-магазинов запрашивают у не­искушенных в размерной антропометрии покупателей их вес, чтобы обеспечить соразмерность одежды и сократить ее возвраты), распределении жировых отложений.


Посмотрите на фрагмент из французского стандарта EN-F006, иллюстрирующего возрастные изменения женских фигур. Об­­ла­дая такой графической информацией, лю­бой профессионал – дизайнер или модельер-конструктор – сможет увидеть и учесть морфологические особенности и с помощью конструкторских приемов или приемов визуальных иллюзий создать желаемый модный образ (см. рисунок).

 


Да и сама форма представления типовой фигуры в виде набора линейных размерных признаков только для основной антропометрической статической позы, ведущая свою историю с размерных таблиц XVII века, уже давно недостаточна для понимания пластики и морфологии фигур.

 

Продолжение следует.

 

Фото: эксперта и из открытых источников