подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
15.05.2017 | Наталья Кулагина

Нажми на кнопку

часть 1      часть 2

 

Светлый путь

 

Елена Печникова, директор по развитию Itella в России, соглашается: главным двигателем форматов «купи и забери» в России остается желание покупателей получать товары и услуги «не хуже, чем в Европе». Российский рынок e-commerce активно растет, в том числе за счет малых городов – по разным данным, 48% новых интернет-пользователей в стране проживают в малых городах, поселках и сельских населенных пунктах. 50% респондентов заявили, что покупали бы в Сети намного чаще, если бы «Почта России» или дорогостоящие службы курьерской доставки не были бы «единственным богатством выбора». «Однако многие ритейлеры живут в иллюзии, что только в крупных городах есть продвинутые интернет-пользователи, – делится г-жа Печникова. – На самом же деле такие покупатели есть везде и, соответственно, заказанный товар должен прийти туда, где можно его забрать».

 

Именно на этом этапе в России для ритейлеров и логистов начинаются «великие географические открытия». «Например, потребитель живет в небольшом поселке, куда доступ затруднен, – продолжает Елена Печникова. – И он не хочет платить из-за этого большую цену за товар. Получается конфликт между тем, сколько данный сервис может стоить с точки зрения потребителя и сколько он будет реально стоить с точки зрения его логистической реализации. Какова будет доля доставки в стоимости товара? В итоге лидером рынка остается «Почта России» и компании, которые уже имеют либо постаматы, либо доставочные центры, либо широкое географическое покрытие, и им не нужно дополнительно инвестировать в инфраструктуру, так как она у них уже есть. Это их конкурентное преимущество перед компаниями, которые только начинают развивать инфраструктуру с нуля. Так, например, наша компания, решив инвестировать в развитие направления доставки “последней милей” не приобрела автопарк для доставки и не наняла курьеров, а купила компанию “МаксиПост”, у которой есть опыт в этом направлении».

 

Концепции «купи там, забери здесь» уже сегодня активно влияют как минимум на сегмент складов и логистики Москвы и Петербурга – стандартные склады с высотным хранением, полными паллетами, штучным пиккингом в основном нижних ярусов для них не подходят. «Click& collect, напротив, предполагают невысокое помещение с огромным количеством операций, которые можно выполнять на полу, так как предпродажная подготовка выполняется в напольной зоне, – поясняет Елена Печникова. – В зависимости от того, как растет объем, определяется количество рабочей силы, на каком этапе требуется автоматизация, появляются сортировочные и упаковочные центры. Это – классический путь компаний, занимающихся поштучной обработкой товаров».

 

В том случае, если проекты формата click & collect продолжат агрессивную экспансию, участники рынка прогнозируют рост интереса к складским помещениям с автоматическими линиями подборки и сортировки, упаковочными решениями и в целом автоматизацией. Будет меняться и высотность, за исключением высотных сортировочных станций, где объемы заказов многотысячные.

 

 

 

 

Портрет в интерьере

 

Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet, прогнозирует, что в ближайшие полтора года основными клиентами форматов «купи здесь, забери там» в России останутся клиенты, чувствительные к дополнительным издержкам, предпочитающие этот формат доставке «до двери». «В последнее время получает развитие и другой формат click & collect – в случае отсутствия товара из ассортимента сети в магазине рядом с домом покупатель заказывает его сюда из другого магазина сети, – делится г-н Шапошников. – С одной стороны, это удобно, с другой, рынок становится все более и более конкурентным, и у потребителя сегодня уже есть возможность найти этот товар в онлайн-магазине с возможностью бесплатной доставки до двери. Спрашивается, зачем ждать, куда-то идти, если можно обойтись малой кровью? Кроме того, все больше ритейлеров предлагают доставку на дом “безвозмездно, то есть даром”, оптимизируя издержки, снижая логистические затраты. Таким образом, самым большим вызовом для развития сервиса click & collect будет именно конкуренция с бесплатной возможностью потребителя получить все и сразу, не вставая с дивана».

 

Наиболее ходовыми для формата «купи здесь, забери там», по словам собеседников «ММ», будут товары повседневного спроса или крупная бытовая техника. «Книги, электроника (габариты и вес которой позволяют потребителю самостоятельно донести ее из пункта самовывоза до дома), игрушки, – перечисляет Михаил Шапошников. – А вот ритейлеры одежды и обуви, полагаю, будут использовать click & collect лишь в формате переброски отдельных товаров лояльным покупателям из одного конца города в другой. Но не в формате заказа и самовывоза – потребителю всегда нужен ассортимент, визуальная представленность, отсутствие ограничений в выборе, а здесь, несмотря на большое предложение, сложно оценить его характеристики и невозможно заказать все то, что можно было бы примерить в торговой галерее регионального ритейл-центра».

 

Спорным формат остается и для собственников ТРЦ: пункты самовывоза до сих пор не являются полноценными арендаторами, работающими на синергию всего ТЦ, поэтому их размещают либо в мертвых зонах объекта (посетители целевые, а значит, все равно найдут), или не размещают вовсе. «Если у собственника есть выбор между стандартным ритейлером и нестандартным пунктом выдачи, он, конечно, не задумываясь, выберет первое, – поясняет Михаил Шапошников. – Но для ТЦ районного масштаба или для объектов в небольших подмосковных городах, типа Орехово-Зуева, Домодедова, пункты самовывоза – вполне стандартный арендатор».

 

При этом концепции click & collect уже сейчас оказывают влияние на архитектуру и интерьер торговых центров, считает Александр Балабин, генеральный директор «Северин Проект». «Люди, которым удобнее совершать покупки в онлайне, будут соответствующим образом воспринимать и интерьер офлайн-магазина, – поясняет г-н Балабин. – Комфортное пространство для поклонников электронной торговли отличается утилитарностью, лаконичностью, максимальной функциональностью всех элементов, обилием тачскринов и удобных систем самообслуживания.

 

Интерьер такого магазина должен быть простым, но информационно насыщенным, а навигация интуитивной и незаметной. Что касается планировок, то главный принцип здесь – максимально открытые пространства с минимумом заграждающих деталей, которые являются раздражающим фактором. Свою роль в организации востребованного торгового пространства играют и экстерьеры, например, когда мы проектировали торговый центр “Олимпик” в Звенигороде, мы сознательно старались придать фасадам динамичный, лаконичный и немного футуристичный облик, с минимальным количеством лишних деталей».

 

Станислава Нажмитдинова, директор по развитию бизнеса в W&B, соглашается: хотя именно за подобными технологиями – будущее ритейла, но их скорость распространения и дальнейший успех более чем наполовину зависят от того, насколько корректно и персонифицированно будет выстроена работа. «Ритейлерам в целом пока внедрение услуги дается тяжелее, поскольку сервис требует идеальной настройки бизнес-процессов и полной синергии со своим покупателем», – сообщает г-жа Нажмитдинова.

 

Автор: Екатерина Реуцкая

Фото: Shutterstock.com

 

0