Итоги IV Недели российского ритейла
10 июня завершился IV Международный форум бизнеса и власти «Неделя Российского Ритейла 2018», организованный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Российской ассоциацией экспертов рынка ритейла (РАЭРР). Форум проходил с 6 по 10 июня в Москве, в Центре международной торговли и собрал более 6 000 человек.
Неделя Российского Ритейла – ведущая коммуникационная площадка для активного диалога между представителями розничной торговли и органами власти, отвечающими за потребительский рынок. Ключевой темой форума в этом году стала цифровая трансформация ритейла. По словам Андрея Карпова, руководителя дирекции НРР-2018, председателя правления РАЭРР, российский ритейл в последние годы стал средоточием цифровых инноваций в самых разных областях – в работе с покупателем и персоналом, в управлении ассортиментом, логистике и онлайн-продажах. «Эта трансформация, где информационные технологии играют ключевую роль, становится критическим фактором дальнейшего развития розничных компаний», – подчеркнул Карпов.
Закономерно, что в рамках Недели российского ритейла прошел ряд технологических секций: «ИТ в современном розничном бизнесе», «Мобильные технологии в ритейле», «Цифровые коммуникации в ритейле», «Цифровая лаборатория: как запустить двигатель инноваций», Retail Startup Challenge, «Безопасность и кибербезопасность в ритейле», «Франчайзинг в ритейле», Best Practice Retail, «Искусственный интеллект в ритейле» и другие. Всего в рамках деловой программы прошло более 80 мероприятий.
Активное участие в форуме приняли представители Минпромторга России, и министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров отметил, что Министерство уделяет большое внимание цифровизации отрасли, в частности сегменту электронной коммерции, и вместе с Минфином России работает сейчас над нормативной базой, позволяющей выстроить механизмы торговли алкоголем в интернете. По мнению экспертов, это станет мощным импульсом для развития в целом продаж продуктов питания через интернет. Министр сообщил, что в России успешно действует проект по маркировке меховых изделий, лекарств, а в скором времени начнется маркировка обуви, табачных изделий и другой продукции.
Кроме того, Минпромторг России последовательно выступает за снижение административных барьеров, чтобы создать благоприятную нормативную базу для создания новых торговых форматов. Виктор Евтухов, статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, отметил, что все изменения законодательства должны предварительно обсуждаться с участниками рынка, а также с профильными ведомствами, с организациями, которые отвечают за права потребителей, и только после этого выноситься на рассмотрение законодателей.
На форуме прошли и стратегические конференции. В рамках одной из них представители бизнес-сообщества оценили проект новой Стратегии развития отрасли, также подготовленный Минпромторгом России.
Деловая программа НРР-2018 включала в себя многочисленные экспертные дискуссии, мастер-классы и круглые столы, посвященные маркетингу, управлению персоналом, мерчандайзингу, геоаналитике, омниканальности и др., а также прямые переговоры между поставщиками и ритейлерами в рамках Центра закупок сетей, в котором приняли участие представители более 50 федеральных и региональных розничных сетей. Отдельные сессии были посвящены конкретным актуальным темам: «Ритейлеры и производители: региональный взгляд» – поддержке региональных производителей, «Государственные инфраструктурные проекты: прослеживаемость продукции» – новым этапам внедрения ЕГАИС, «Меркурий», онлайн-касс.
6 июня в рамках НРР впервые прошел Всероссийский конкурс «Торговля России», также организованный Минпромторгом. Экспертная комиссия рассмотрела свыше 620 заявок участников и определила 81 победителя в семи номинациях.
«Неделя Российского Ритейла 2018» прошла под темой легкой промышленности в России. В специальной fashion-сессии Анна Максимова, советник отдела управления проектами развития легкой промышленности департамента Минпромторга России, рассказала о работе министерства по налаживанию сотрудничества российских предприятий легкой промышленности с известными российскими и зарубежными fashion-ритейлерами, которая была начата еще в 2013 году. «Благодаря объединенным усилиям все больше представителей fashion-ритейла проявляют интерес к локализации производства на территории Российской Федерации», – подчеркнула она.
Впервые в рамках НРР-2018 прошел двухдневный WINE RETAIL FORUM, организаторами которого выступили Минпромторг России, РАЭРР, Союз сомелье и экспертов России, Союз виноградарей и виноделов России, Инфоцентр Wine Retail. Форум собрал ритейлеров, экспортеров и российских производителей вина и стал эффективной профессиональной дискуссионной площадкой по широкому кругу вопросов, связанных с развитием рынка и лучшими практиками виноторговли.
На новом уровне прошла в этом году выставка инновационных ритейл-технологий RETAIL WEEK EXPO, где наряду с традиционными экспонентами, гостей форума гостеприимно встречали роботы, заинтересованным предлагали специальные «очки» дополненной реальности, а на стенде «Столото» в течение форума разыграли несколько айпадов и макбук.
Отметила лучших представителей розничного рынка в 15 номинациях и профессиональная премия RETAIL WEEK AWARDS, победители которой получили свои награды в речном путешествии на корабле. Среди награжденных оказались: «ВкусВилл», Wildberries, Х5 Retail Group, «Эльдорадо», «АШАН», «Дом культуры вкуса», «Ортека», Finn Flare, «Аскона», «Бристоль», «ВИНЛАБ», METRO Cash&Carry, «ДА!», Modi fun shop, «А-ФАБРИК», «Дикси», Adidas BASEMOSCOW, Fashion-пространство Underline («МЕГА Теплый стан»), «Леруа Мерлен», «Улыбка радуги», «Лента».
В свою очередь новый персональный рейтинг TOP RETAIL MANAGERS, отмечающий лучших управленцев в российском ритейле, определил 81 победителя в 16 номинациях: «Лицо Индустрии», «Генеральное руководство», «Финансовый директор», «Операционный директор», «Коммерческий директор», «Директор по СТМ», «Директор по маркетингу», «Директор по общественным связям», «Директор по связям с органами государственной власти», «Директор по персоналу», «Директор по ИТ», «Директор по электронной коммерции», «Директор по логистике и цепям поставок», «Директор по правовым вопросам», «Директор по закупкам категории dry food», «Директор по закупкам категории fresh food».
9 июня были организованы традиционные для форума ритейл-туры, в рамках которых участники посетили и подробно познакомились с организацией внутренних бизнес-процессов на торговых и логистических объектах таких известных компаний, как OZON, IKEA и «Утконос».
Ключевая тема предстоящей пятой, юбилейной Недели Российского Ритейла, которая пройдет с 4 по 9 июня 2019 года, – «Эффективность и новые резервы роста».
Фото предоставлены организаторами