Готова ли розница к работе с маркировкой?
Аналитическое агентство «Левада-Центр» при поддержке IT-компании «АТОЛ» провело исследование готовности розничных проектов к работе с системой обязательной маркировки товаров «Честный ЗНАК».
Исследование проводилось для того, чтобы выяснить реальный статус компаний и оценить степень готовности бизнеса к работе с системой маркировки товаров. Ключевая задача исследования – определение потребностей бизнеса и выявление степени информированности предпринимателей о предстоящих переменах на рынке розничной торговли.
Исследование проходило с 15 по 25 марта 2019 года, в нем приняли участие 500 респондентов из сферы ритейла. 89% опрошенных слышали о маркировке товаров или уже хорошо знакомы с ней. 45% еще не начинали искать информацию. 29% знают, что оператором системы маркировки является ЦРПТ. 76% предпринимателей уже имеют онлайн-кассы, 38% используют 2D-сканеры. 39% респондентов сталкивались с контрафактными товарами.
В ходе исследования выяснилось, что в целом розничный бизнес готов к работе с системой маркировки. Но более 20% респондентов по всей выборке предпочитают искать информацию о маркировке у поставщиков решений и компаний-производителей контрольно-кассовой техники.
Большая часть опрошенных считает, что введение маркировки приведет к: а) повышению налоговых выплат, б) усилению контроля рынка государством, в) защите покупателей от контрафактной продукции, г) уходу с рынка нелегальных торговцев и д) улучшению возможностей для развития честного бизнеса. Лишь 9% отметили, что не понимают, какие вопросы решает маркировка.
«Исследование проводилось для того, чтобы выяснить мнение представителей бизнеса целевых индустрий о введении маркировки товаров в России и узнать степень их осведомленности об изменениях, проекте, готовности к ним и отношении к нововведению».
Оксана Гребень, Левада-Центр, руководитель проектов
Предприниматели уделяют внимание тому, как покупатели выбирают товар и оценивают его подлинность. Более 41% опрошенных сказали, что покупатели часто просят сопроводительную документацию на товар или интересуются иными подтверждениями подлинности товара. Более половины респондентов считают, что в магазинах важно размещать информационные материалы о легальном происхождении товара.
«Наш проект разрабатывался таким образом, чтобы быстро подключать новые товарные группы, иметь возможность отработки с бизнесом всех аспектов, минимально воздействовать на уже запущенные бизнес-процессы и обеспечить максимальное включение представителей МСП уже на пилотной фазе. Переход на маркировку даст малому и среднему бизнесу целую палитру возможностей для поступательного развития».
Реваз Юсупов, замгендиректора ЦРПТ
Респонденты заявили, что им для работы не хватает информации по маркировке товаров. Чаще всего говорили о требующемся оборудовании и программном обеспечении, а также о том, как технически будет реализована маркировка товаров и какая ответственность предусмотрена за ее отсутствие.
«Объем рынка касс в России – 2,5–2,6 млн штук. За последние два года компания «АТОЛ» поставила на рынок более 1 млн касс. По нашей оценке, суммарные расходы 95% ритейлеров составят всего 5–7 тысяч рублей: эти расходы пойдут на приобретение 2D-сканера и обновление программного обеспечения».
Алексей Макаров, председатель совета директоров IT-компании «АТОЛ»
Около половины опрошенных, которые торгуют табаком и заняты в секторе неспециализированной торговли, знают, что магазин должен начать сканировать данные с пачек сигарет с 1 июля 2019 года. Почти 30% респондентов осведомлены о том, что с 1 июля 2020 года вступает в действие запрет на оборот, производство и продажу сигарет без маркировки. С 1 июля 2019 года производители и продавцы одежды и обуви также должны будут перейти на работу с системой маркировки товаров.
На пресс-конференции присутствовала Демидова Наталья Игоревна, председатель правления и генеральный директор Национального обувного Союза, которая рассказала об удачном опыте прохождения пилотного проекта на российской обувной фабрике «Парижская коммуна» и развеяла сомнения журналистов в сложности работы в условиях обязательной маркировки как для российских, так и для зарубежных производителей обуви.
Фото: IT-компании «АТОЛ»