Знатокам моды
26.06.2018 | Юлия Ригби

Война логотипов

Откуда пошла традиция ставить знак © на ювелирных украшениях?


Эта история началась в середине прошлого века, в 1953 году, когда Первая леди США, госпожа Мэйми Эйзенхауэр, надела на инаугурационный бал не бриллианты и золото, а творение популярной американской компании Trifari. На Мэйми был чокер из имитации жемчуга, браслет с тремя нитями жемчужных бусин и серьги. Комплект получил название «Восточный» и был создан Альфредом Филиппом – ювелиром из Trifari.

 

 

Парадный комплект был создан в трех экземплярах: один – для жены президента, второй – для музея Смитсоновского института, где хранятся наряды всех президентов и их жен, и третий – для архива самой компании.

 

После этого оглушительного успеха великолепные ювелирные украшения, созданные Альфредом Филиппом из серебра или простого металла с ограненным под бриллианты стеклом, ручной росписью, эмалями или золочением, начали носить звезды Голливуда и аристократы, жены президентов и богема. Trifari прочно занял лидирующие позиции в производстве костюмных украшений (их мы часто называем бижутерией). Компания Coro, использовавшая для своего производства более простые материалы и выставлявшая кольца, ожерелья, броши и комплекты по совсем бросовым ценам, несмотря на свою демократичность, была свержена с пьедестала, и Trifari на многие десятилетия стала синонимом шика и элегантности. После США новые законодатели ювелирной моды с легкой руки знаменитостей и жен президентов приступили к завоеванию капризного европейского рынка.

 

 

 

 

Казалось бы, можно успокоиться и наслаждаться победами на рынке костюмных украшений, исчисляемом в середине прошлого века миллионами долларов прибыли и сотнями тысяч рабочих мест. Но Trifari возбудила громкий сенсационный процесс против другой американской компании – Clarel, воровавшей идеи своих коллег и выпускавшей подделки из плохих материалов по заниженным ценам. Процесс шел долго и бурно освещался мировыми СМИ, ведь защищать свои авторские права до того времени ювелиры могли всего несколькими путями – ставя свое имя на украшении (часто этого избегали, считая, что лейбл или маркировка пригодна лишь для дешевых массовых изделий) или же патентуя изделие. Американцы тогда весьма гордились своим патентным бюро и любили цитировать конституцию: «Конгресс может быть силой… продвигающей науку и искусства, а также защищающей авторские права творческих людей и изобретателей от копирования или подделок, ущемления прав авторов».

 

 

Поэтому патенты подавались в бюро не только учеными, но и художниками-ювелирами. В случае с Trifari речь идет об их главном на тот момент дизайнере – французском гении Альфреде Филиппе, возглавлявшем команду художников почти сорок лет – с 1930 по 1968. Ранее Альфред создавал совершенные творения из золота и платины с бриллиантами для знаменитого ювелирного дома Van Cleef & Arpels, но его работа над украшениями в более простых материалах и при большем тиражировании ничем не уступала по качеству, дизайну и мастерству исполнения дорогим изделиям и эксклюзивам от лучших ювелирных домов мира.

 

Альфред Филипп почти ежедневно носил свои рисунки в патентное бюро США и получал на них авторские права. И вдруг какая-то наглая компания Clarel решает сэкономить на вдохновении и мастерстве, слепо копируя его творения! Оглушительный скандал привел к тому, что Clarel, как до нее Reinad и другие, стали подделывать более ленивых и миролюбивых ювелиров, а суд на ставшем историческим процессе 1955 года назначил мошенникам огромные штрафы и предложил Trifari ставить на все украшения значок авторских прав – «©». Позже их примеру последовали многие ювелиры мира, защищая свои оригинальные творения от подделок этим волшебным символом.

 

Trifari повторили свой успех, снова украсив первую леди страны, госпожу Эйзенхауэр, на ее втором инаугурационном торжестве в 1957 году.

 

Фото из личной коллекции автора и из социальных сетей.

0