подпишитесь на новости брендов 
B2B Журнал
12.01.2018 | Наталья Кулагина

Улови волну: макро- и микротренды для бизнеса

часть 1      часть 2      часть 3      часть 4


ДЕТИ

 

Сегодняшнее поколение родителей, по сравнению с прошлым, более снисходительно относится к своим детям, несмотря на самовосприятие себя как «крутых» мам и пап. Поэтому сегодня дети во многом определяют потребительское поведение взрослых.

 

 

По словам шведского психиатра Дэвида Эберхарда, «мы, взрослые, теперь отвечаем не друг за друга, а лишь за своих детей. Потому что родители больше не ведут себя как ответственные взрослые. Они полагают, что должны быть лучшими друзьями своих детей. Они ставят себя на одну ступень с детьми, не отваживаясь перечить им и устанавливать границы. Они больше не принимают никаких решений, а хотят быть такими же крутыми, продвинутыми бунтарями, как их дети. Теперь наше общество состоит из одних тинейджеров».


ПОКОЛЕНИЕ Z

 

Поколение Z составляет 1,4 млрд человек, или 21% мирового населения. В России численность поколения Z – 13,3 млн человек. Покупательная способность этой группы довольно высока. Подростки располагают собственными финансовыми ресурсами (карманные деньги), а также оказывают влияние на потребительское поведение родителей.

 

 

По мнению американских аналитиков, к 2020 году совокупная покупательная способность этой группы вырастет до 3,2 трлн долларов, что даже больше, чем ВВП некоторых небольших стран. И хотя в России этот показатель скромнее, все же он оказывает значительное влияние на рынок.

 

Пытаясь распознать код поколения Z и найти кнопку воздействия на покупательную функцию, бренды путем различного взаимодействия с представителями поколения создают маркетинговые кампании для текущего ассортимента и совместно разрабатывают новые продукты, для выпуска которых еще есть время.

 

МАЛЕНЬКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

 

Современному поколению детей интересно заниматься предпринимательством. Это не подростки вчерашних дней, разносящие газеты и сидящие с детьми, чтобы заработать на поход в кино. Современные дети хотят создавать собственное дело и руководить им.

 

Журнал «Молодой бизнесмен» называет таких детей и подростков предпринимателями, или «электронными предпринимателями», если в Интернете представлена витрина их магазина, а национальные средства массовой информации уделяют им серьезное внимание. Лагеря, летние программы, факультативы и некоммерческие организации создаются для того, чтобы поощрять желание молодых людей заниматься бизнесом.

 

 

14-тилетний предприниматель Мозиах Бриджес основал компанию Mo’s Bows по производству бабочек и мужских аксессуаров. Не найдя на рынке подходящий для себя экземпляр, который бы отражал его стиль и индивидуальность, Мо с помощью бабушки сшил свой первый галстук. Начав свой путь с кухонного стола, компания Mo’s Bows вышла на международный уровень, а ее основатель в сентябре 2016 года был включен в список Fortune «Восемнадцать до восемнадцати».

 

Генри Паттерсон уже в семь лет начал заниматься предпринимательской деятельностью. Он решил торговать удобрениями по 1 фунту за пакет. А затем открыл свой онлайн-магазин на аукционе eBay, где продавал товары, купленные им в благотворительных магазинах. Прибыль от этого предприятия составила 150 фунтов стерлингов.

 

Затем он создал интернет-магазин сладостей «Not Before Tea». Первая неделя работы магазина принесла мальчику 10 фунтов прибыли и около 100 заказов.


СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

 

По результатам исследования ВОЗ, к 2020 году население в возрасте 60 лет и старше превысит количество детей в возрасте до 5 лет. К 2050 году по Земле будут ходить 2 миллиарда человек в возрасте старше 60 лет. В России к 2030 году почти каждый пятый житель будет старше 65 лет.

 

 

Старение населения – основной макротренд, который вызывает множество опасений и вопросов у политиков всех стран мира и указывает на открывающиеся возможности роста брендам в различных отраслях.


РАБОТАЮЩИЕ ПЕНСИОНЕРЫ

 

Теперь, когда увеличилась средняя продолжительность жизни и многие благополучно доживают до 85 лет, все меньше и меньше людей старшего возраста уходят на пенсию в положенный законодательством срок.

 

Некоторые пенсионеры просто вынуждены продолжать работать. Пенсии и социальных выплат попросту не хватает на достойную жизнь. Но главное, что заставляет пенсионеров трудиться, – это то, что, живя дольше, они хотят дольше работать. Они просто не могут остановиться.

 

 

Согласно исследованию Фонда общественного мнения (ФОМ), проведенному осенью 2015 г., 78% людей трудоспособного возраста планируют продолжать работать, а еще 13% просто не определились с дальнейшей жизненной стратегией.

 

СТАРЕТЬ КРАСИВО

 

На Западе пенсионеры – одна из самых обеспеченных и платежеспособных групп населения. Рынок, красиво упаковывая идею, что «третий возраст» – это время заботы о себе, стимулирует их тратить деньги на товары и услуги. За последний год возрастные модели появились в рекламе Celine, Calvin Klein, Gucci, Loewe.

 

В России тренд подхватывают молодые марки. Возрастные модели снимаются для питерского бренда MATH-studio, омского Vika Kim, челябинского Ermakovishna. Моделей для съемки предоставляет российское агентство Oldushka. Агентство возникло из хобби его основателя Игоря Гавара. С 2011 года он ведет блог про уличную моду и стиль российских пенсионеров.

 

 

В Атлас новых профессий добавлен консультант по здоровой старости – специалист медико-социальной сферы, разрабатывающий оптимальные решения для проблем стареющего населения. Такой эксперт поможет скорректировать образ жизни, подберет подходящий режим питания и физической активности. Растущая продолжительность жизни увеличивает нагрузку на институты здравоохранения – пенсионерам чаще требуется медицинская помощь. Потому любому государству выгодно, чтобы люди в возрасте правильно питались, вели здоровый образ жизни и избегали травм.

 

Продолжение следует.

 

Текст: Александра Метлицкая

Фото: shutterstock.com

0