Парфюмерия и мода
часть 1 часть 2 часть 3 часть 4 часть 5
XX ВЕК: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Начинают развиваться мужские линии парфюма. Среди удачных дебютов конца 50‑х – начала 60‑х – шипрово‑древесная композиция Vetiver, созданная мадам Карвен, Vetyver и Monsieur de Givenchy Юбера де Живанши, Monsieur Balmain.
Классикой мужского направления становится выпущенный в 1966 году Eau Sauvage, который создал для Dior Эдмон Рудницка. В 1984‑м появляется версия Eau Savage Extreme, а через четыре года – Fahrenheit, новый мужской аромат Dior. Большой успех имел первый мужской аромат Yves Saint Laurent Pour Homme, его популярности немало способствовала реклама, в которой Ив Сен-Лоран сфотографировался обнаженным. В 1990 году Дом Chanel выпустил мужской аромат Egoiste с ведущей нотой индийского сандала. Быстро приобрели известность Lanvin L`Homme (1997) и Arpege Pour Homme (2005) – сдержанная мужская классика.
Ароматы меняют характер. В 1964 году были выпущены первые духи Ив Сен-Лорана Y – шипр с яркими и свежими зелеными нотами, обладающий композицией, плавно перетекающей от праздничного звучания в нежный цветочно-пудровый букет. Женские Y и цветочно-пудровый Rive Gauche часто воспринимаются как ароматы-унисекс.
Новое активное поколение работающих женщин привлекали яркие и динамичные запахи. К ним относится шипрово‑цветочный аромат Givenchy III, созданный Юбером де Живанши в 1970 году. Духи принесли кутюрье коммерческий успех, кроме того, они продавались в аэропортах, что способствовало росту узнаваемости марки. Интересно отметить, что первой на парфюмерном рынке стала распространять свою продукцию среди авиапассажиров мадам Карвен. В 80–90‑е особой популярностью пользовались аристократичные композиции Givenchy: Ysatis, Amarige и Organza.
Все большую известность приобретают восточные ароматы. Огромной популярностью пользовались духи Opium, выпущенные Yves Saint Laurent в 1977‑м. В рекламе Opium снимались Линда Евангелиста, Руперт Эверетт, Софи Даль. Взрывом стал выход в 1985 году харизматичного аромата Poison, созданного Домом Dior, который стал парфюмерным символом 80‑х. Другой восточный аромат с гурманскими нотами ванили, пралине и шоколада – Angel от Thierry Mugler, появившийся в 1992 году. Характер аромата, по замыслу Тьерри Мюглера, вдохновленного запахом выпечки, отражает сущность женщины. Эксцентричный флакон в форме голубой звезды создан стекольщиками Brosse Master Glassmakers. Лицом рекламной кампании со слоганом «Остерегайтесь ангелов» стала модель и жена Мика Джаггера Джерри Холл, которая впоследствии передала эстафету Джорджии Мэй Джаггер.
Этому направлению отдали дань и другие бренды. Chanel в 1984‑м выпускает восточно-пряный аромат Coco. В 1992 году появляется третий из мировых бестселлеров Jean Patou – Sublime, женские духи восточно-цветочного направления.
В связи с ростом внимания к окружающей среде в 90‑х приобретают популярность ароматы, ассоциирующиеся с воздухом, атмосферой, землей, морем. Среди них – женские духи Dune с морскими оттенками, выпущенные Dior в 1991 году, облегченная версия Tendre Poison, появившаяся в 1994‑м и многие другие. К концу прошлого века парфюмерные линии были взяты на вооружение большинством модных брендов, каждый из которых создавал свою вселенную ароматов с индивидуальной атмосферой и характером. Изысканна появившаяся в 1970 году парфюмерия Gucci, которой в 90‑х занимался Том Форд. Элегантны ароматы Valentino, первый из них вышел в 1978‑м. Однако знаковым стал обладающий яркими цветочными нотами Rock’n Rose Couture, созданный к сорок пятой годовщине Дома моды.
Идеально подходят для современного стиля жизни свежие, нежные, чувственные и уравновешенные ароматы, созданные Джорджио Армани, первый из которых вышел в 1982 году.
Оригинальностью и нежностью отличается парфюмерия Kenzo, увидевшая свет в конце 80‑х, а интригу создают ароматы Jean Paul Gaultie, выпущенные в начале 90‑х.
Парфюмерные композиции Calvin Klein появились в начале 80‑х, среди знаковых – провокационный и обладающий контрастным характером Obsession, а также восточный с цветочными нотками Euphoria. Бренд знаменит линией духов в стиле унисекс CK One Summer и CK One.
XXI ВЕК: ЭРА МАРКЕТИНГА
Сегодня парфюмерную продукцию выпускают бренды, принадлежащие к разным сегментам рынка, – как известные дома мод и дизайнерские марки, так и компании, ориентированные на массового покупателя. Появляются все новые и новые линии, среди них – элитные коллекции Prada и Тома Форда, композиции Марка Джейкобса. Парфюмерия предлагается в магазинах сетевых ритейлеров – Benetton, Topshop, ZARA, MANGO и других.
Конкуренция высока, и в арсенале каждой модной марки есть множество маркетинговых инструментов. Так, легендарные бренды стремятся воплотить в ароматах свое наследие и ценности, и все без исключения игроки уделяют самое пристальное внимание оформлению флакона и упаковки, разработке рекламных кампаний и поиску новых целевых аудиторий.
В век маркетинга создание хитов превращается в главную задачу. Новые версии ароматов и лимитированные коллекции, расширение ассортимента, выпуск парфюмированной косметической продукции привлекают внимание к бренду и стимулируют активность покупателей.
Выход новинок и версий ароматов превращается в информационный повод, что позволяет презентовать продукцию и в прессе, и в рамках маркетинговых мероприятий, проводимых в начале сезона, таких как, например, Fashion's Night Out.
В разнообразных композициях встречаются фруктовые, карамельные, десертные, древесные, цветочные ноты. Специфика аромата зависит от концепции бренда и видения дизайнеров. Среди популярных в последнее время, по версии WGSN Group, – мягкие цветочные, «вкусные» цветочные композиции с тонизирующим фруктовым звучанием, древесные и пряные акценты.
Продолжение следует.
Текст: Елена Варнина
Фото: shutterstock, сайты брендов