подпишитесь на новости брендов 
2b2 Журнал
22.03.2019 | Наталья Кулагина

Как создавалась российская мода

20 марта 2019 года в Российской академии художеств с успехом прошла II научно-практическая конференция «Российская мода. Начало. От Ламановой Н.П. до ОДМО». Информационно насыщенные и эмоциональные выступления докладчиков, погрузили аудиторию в исторических контекст зарождения и развития российской моды. Идея проведения конференции принадлежит Юлии Поповой директору по развитию в Московском Доме Моды. Она занималась ее организацией при активном участии Отделения дизайна Российской академии художеств.

 

 

Программа конференции была очень содержательной и интересной, а докладчиками выступили авторитетные профессионалы − ученые и дизайнеры, многие из которых внесли свой вклад в становление российской моды. Поэтому мероприятие собрало большое количество участников, значительную часть которых составила творческая молодежь. Просторный и светлый зал «Яблоко» был заполнен целиком.  

 

 

Конференция началась с доклада Нины Ивановны Тарасовой, кандидата исторических наук, хранителя коллекции костюма, заведующей сектором декоративно-прикладного искусства отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Нина Ивановна открыла слушателям целый пласт российской истории, доселе им малоизвестный, увлекательно рассказав о шведской династии мастеров мужского костюма,практически современников Н.П. Ламановой, которые жили в России и стояли у истоков отечественной моды. Основанная И.П. Лидвалем фирма прошла путь от небольшой Петербургской мастерской до крупного Торгового дома, поставщика Российского Императорского двора, «строившего» ливрею для придворных служителей, военные мундиры и штатскую одежду для членов царской семьи.

 

 

Династия талантливых мастеров началась с деревенского портного в шведской провинции, а закончилась владельцем элитных ателье в Париже и Стокгольме, автором книг по эстетике мужского костюма. Работы мастеров фирмы «Лидваль и сыновья» сохранились в коллекции Государственного Эрмитажа. Доклад сопровождался замечательным видеорядом, подробно иллюстрирующим интереснейший материал выступления.

 

 

Дарья Юрьевна Ермилова, кандидат философских наук, профессор Российского государственного университета туризма и сервиса, Лаборатория моды Вячеслава Зайцева сделала доклад на тему «Костюм конструктивизма – опыт побед и неудач», рассказав о послереволюционном пути развития русского искусства. Огромная творческая энергия, высвобожденная революцией, стимулировала развитие новых творческих концепций, в том числе концепции «производственного искусства», которую и попытались воплотить в жизнь конструктивисты.

 

 

Татьяна Юрьевна Дашкова, кандидат филологических наук, доцент Высшей школы европейских культур Факультета культурологии РГГУ, проанализировала в своем докладе советское киноискусство до- и послевоенного времени, сквозь призму отношений человека и моды.  Кинематографом формировался визуальный образ положительного героя абсолютно индифферентного по отношению к своей одежде. В советских фильмах 30-40-х годов очень редко встречаются сюжеты, связанные с магазинами одежды, примеркой и покупкой вещей, дарением подарков.

 

 

Эмоционально заряженный и вдохновенный рассказ Аллы Александровны Щипакиной, искусствоведа ОДМО на Кузнецком мосту и члена Союза Дизайнеров о своей юности, о том, какой была мода в 50-х, 60-х, 70-х годах, сразу поднял градус интереса аудитории.

 

 

Продолжила конференцию, подтвердив ее высокий уровень, знаменитый дизайнер по меху Ирина Владимировна Крутикова, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, академик РАХ. Она представила несколько своих изделий и продемонстрировала на их примере, в чем заключается творческая работа настоящего дизайнера, задача которого состоит в том, чтобы воплощать совершенно новые идеи, а не заниматься заимствованиями.  

 

 

Юлия Анатольевна Попова, директор по развитию Московского Дома Моды Slava Zaitsev, куратор «Лаборатории Моды Вячеслава Зайцева», член Международной Ассоциации «Союз дизайнеров, рассказала о работе художественно экспериментального цеха ОДМО, и о творчестве Вячеслава Зайцева в 1965–1978 годы.

 

 

Мария Владиславовна Федорова, художник-модельер ОДМО, заслуженный художник России, академик РАХ поделилась своими воспоминаниями о дипломной практике и последующей работе в ОДМО, под руководством Вячеслава Зайцева и в качестве его помощника в период 1973−1984 годов.

 

Прозвучали и другие, не менее интересные доклады.

 

 

Красочный мини-показ был организован художником-модельером Ниной Леонидовой Пуляхиной, заслуженным художником России. Она представила фрагменты коллекций 1989−1990 годов − «Супрематический сон», «Супримус», «Здравствуйте, Каземир Северинович» и «Русская фреска» 1987−2010 годов.

 

Фото: автора и Екатерины Финогеновой

0