Оборачиваемость товарных запасов - пульс вашего бизнеса
У вас один магазин одежды или сеть - неважно. Вложены деньги в ремонт, товар, витрины, рекламу, в персонал... Ваша цель – зарабатывать. А что зачастую происходит на самом деле?
Часто сталкиваюсь с тем, что магазин превращается в шоурум с большим количеством не проданных вещей, которые собственник гордо называет "товарным запасом". Товарный запас, несомненно, нужен, но не для заполнения торгового пространства, а для того, чтобы обеспечивать товарооборот и, соответственно, входящий денежный поток.
И тут возникает понятие "оборачиваемость".
Не боясь такого сравнения скажу, что это пульс розничного бизнеса. Если он замедляется, бизнес чахнет, если сильно ускоряется без своевременных допоставок - бизнес испускает дух, как загнанная лошадь. Оборачиваемость товарных запасов – один из главных индикаторов жизнеспособности вашего бизнеса.

Для чего необходимо регулярно контролировать показатель оборачиваемости?
Товарный запас – не актив. Это ваши деньги, временно запертые на складе/в торговом зале в материальной форме. Каждый день, который они там проводят сверх необходимого – это потерянная прибыль. Высокая оборачиваемость – это свобода маневра, прибыль, развитие. Низкая – это болото, из которого придется долго выбираться.
Как считать оборачиваемость?
Формула для расчета оборачиваемости товарных запасов в днях выглядит следующим образом:
Оборачиваемость в днях = (Средний товарный запас за период × Количество дней в периоде) / Объем продаж за период
Пояснения к компонентам формулы:
1. Средний товарный запас за период: остатки на начало периода + остатки на конец периода /2
2. Количество дней в период: это длительность того периода, за который вы хотите посчитать оборачиваемость (месяц, квартал, сезон).
3. Объем продаж за период: тут всё понятно – ваш товарооборот за период в денежном выражении.
ВАЖНО: Все компоненты (запасы и продажи) должны быть в одинаковых денежных единицах и по одинаковым ценам (либо по розничным, либо по себестоимости).

Что показывает результат?
Он показывает, на сколько дней продаж хватит среднего запаса, имеющегося на складе.
Пример: если оборачиваемость в днях = 15, это значит, что при текущем уровне продаж и среднем запасе, товар полностью обновляется (продается и заменяется новым) примерно каждые 15 дней. Или, что среднего запаса хватит на 15 дней продаж.
Ниже фреймы для различных категорий товара по оборачиваемости.
- Базовый сезонный товар (футболки, джинсы): 60-90 дней – терпимо. 30-60 – хорошо. Менее 30 – отлично!
- Модный/Трендовый товар: Менее 60 дней – обязательно! Идеально – 30-45 дней.
- Вечная классика (белая рубашка, черные брюки): Может быть 90-120 дней, но только при стабильных продажах и идеальном управлении остатком.
Если ваша оборачиваемость по ключевым категориям выше 120 дней – вы хороните ваш оборотный капитал в товарных остатках! И вот ещё что: высокая оборачиваемость не должна быть в ущерб маржинальности продаж.
Регулярно контролируйте оборачиваемость товарных запасов вашего магазина! Это убережет вас от затоваренности, а значит не заморозит столь необходимые для жизни вашего бизнеса оборотные средства.
Хочешь быть в курсе главных событий в fashion индустрии и новостей брендов?