подпишитесь на новости брендов 
01.03.2018 | Альбина Весина

Господдержка легкой промышленности: миф или реальность?

часть 1      часть 2

 

Наталия Встовская, генеральный директор консалтингового агентства «Френдли Ворлд», эксперт по созданию бренда, продвижению персон, компаний, товаров, услуг.

 

Государство, в частности Министерство легкой промышленности и различные фонды, из года в год предлагает инструменты поддержки для предприятий отрасли. Компании могут весьма успешно использовать эту возможность для масштабирования бизнеса, открытия новых направлений, создания дополнительных мощностей, приобретения оборудования. В то же время еще многие предприятия, особенно относящиеся к малому и среднему бизнесу, при наличии насущной необходимости в инвестициях не видят для себя эти меры реальными.

 

 

Очень часто на различных форумах мы слышим разговоры о необходимости специальных мер по поддержке бизнеса государственными структурами. Подобные выступления уже вошли в привычку: пробился к микрофону – ​попроси денег или заградительных действий. Мы привыкли требовать, но не привыкли искать и находить информацию.


Мои наблюдения и общение с руководителями и собственниками предприятий позволяют выделить несколько основных причин неиспользования уже имеющихся государственных мер поддержки. Давайте их разберем. Может быть, в некоторых из этих ситуаций вы узнаете себя.


Первая причина – ​незнание. Особенно это актуально для региональных компаний. Возможно, они слышали об инвестиционных программах в своем регионе, но о существовании федеральных мер даже не догадываются. В какой-то степени это понятно. Вы ведь ни разу не слышали и не видели, чтобы по центральному ТВ после рекламы, например, мясных колбасок вдруг сказали: «А теперь мы раздаем деньги!» Безусловно, это информация для специалистов, для участников отрасли, и ее надо уметь находить. Кажется сложным? На самом деле это не так. Надо просто запастись временем и внимательно изучить сайт Министерства промышленности и торговли. Тем более что найти информацию на интересующую нас тему несложно – ​есть специальный раздел «Меры поддержки». Кроме того, в каждой отрасли есть специализированные ассоциации и союзы, которые в курсе этих программ и охотно проконсультируют по всем возникающим вопросам.

 


Например, еще в 2013 году Ассоциация индустрии предприятий детских товаров провела масштабную информационную и методологическую работу при запуске 
программы субсидирования НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) для предприятий, производящих продукцию для детей. Именно благодаря этому многие компании реализовали инновационные проекты, на которые получили так необходимые им инвестиции.


Полезно изучить также сайты фондов, например Фонда развития малого и сред­него предпринимательства или Фонда раз­вития промышленности. Кроме них, есть и другие фонды, которые тоже оказывают определенные меры поддержки.


Вторая причина – ​отсутствие опыта, или, как сейчас принято говорить, компетенций. Да, если компании никогда ранее не приходилось искать государственную поддержку, то соответствующего опыта и специалистов у нее просто нет. Но если не начать двигаться в этом направлении, нужные знания и не по­­явятся. А ситуация между тем поправимая. Главное – не стесняйтесь спрашивать. Вы можете получить консультации по мерам поддержки в самом Министерстве. Ищите компетентных сотрудников в специальных агентствах или среди фрилансеров и наймите их на некоторое время. Или обучите сво­его сотрудника. Как видим, эта проблема решаема.

 


Третья и, пожалуй, одна из самых распространенных причин – ​это заблуждения и опасения. Чего же остерегаются руководители и собственники компаний? Прежде всего, некоторые уверены, что для того, чтобы по­­лучать поддержку, надо принадлежать к особому клану, и потому даже не предпринимают попыток. На самом же деле к каждой мере поддержки прописываются очень подробные и жесткие критерии, соответствие которым при подаче заявки обязательно для любых компаний, в каких бы отношениях с органами власти ни находились их собственники или руководители. Эти критерии необходимо внимательно изучить и самим оценить шансы на то, будет ли ваша заявка принята к рассмотрению. Другие опасаются того, что «стоит связаться с государством – ​и компанию запро­веряют, перетряхнут сверху донизу» – ​это буквальная цитата из разговоров с руководителями компаний. Безусловно, проверять будут. Любая государственная инвестиция требует жесткой и своевременной отчетности. Хорошая новость состоит в том, что проверять будут только в рамках проекта.
 

Продолжение следует.

 

Фото: shutterctock.com