подпишитесь на новости брендов 
26.04.2018 | Ирина Каримова

А где же деньги?

часть 1      часть 2

 

ОНЛАЙН НАСТУПАЕТ ВСЕ СЕРЬЕЗНЕЕ


В ситуации, когда рынок не растет, а e-commerce забирает все большие сегменты потребительского рынка, для традиционного ритейла крайне важно четко понимать свою бизнес-стратегию, на основе которой предстоит строить долгосрочные планы и реализовывать маркетинговые мероприятия. Именно о том, как правильно выстроить стратегию, в том числе и для розничной торговли, шла речь на конференции в МИРБИСе во время обсуждения растущей роли и влияния относительно новой для российского рынка профессии «директор по развитию».


Как относиться к новым технологиям, расскажет Алексей Пан, эксперт по стратегическим сессиям, партнер российской консалтинговой группы «Стратегии устойчивого развития».

 


– Алексей, не означает ли провал продаж конца 2017 года системную ошибку в работе традиционного ритейла и необходимость уходить в онлайн?


– Полностью согласен с тем, что наступает «закат» эры традиционного ритейла, равно как и традиционной промышленной экономики: все оцифровывается, автоматизируется, виртуализируется, «умнеет», «одухотворяется», «транссубстанцируется» в облако. Для российского ритейла это более чем актуально: «отсидеться», спрятавшись от магистрального развития человечества, россиянам не удастся, как бы ни хотелось.


В нашей практике мы видим, что традиционные формы торговли – ​как и экономика в целом – ​стагнируют, в то время как онлайн-ритейл растет на десятки процентов в год независимо ни от чего, то есть в любой кризис и в любую экономическую «непогоду». Офлайн- и онлайн-ритейл – ​это как «туловище» и «голова»: офлайн-«туловище» огромно, но статично и «загнивающе», а онлайн-«голова» хоть пока и маленькая, зато растущая взрывными темпами.


Говоря о стратегиях ритейла, необходимо различать действительно долгосрочные стратегические задачи и решение тактических вопросов. И если говорить о скидках, то строить на постоянных распродажах свою стратегию – ​это очень опасный путь. Одна из самых успешных стратегий в ритейле – ​это формула «Быстрее-Больше-Дороже-Чаще», предложенная известным российским маркетологом Игорем Манном, и разработанные на ее основе конкретные мероприятия и механизмы, которые в совокупности позволят компании продавать, соответственно, «быстрее, больше, дороже и чаще».


Дальнейшее развитие традиционного ритейла в наше время уже невозможно без применения онлайн-инструментов, будь то интернет-магазин или мобильное приложение, главное – ​чтобы эти инструменты работали в тесной взаимосвязи и помогали компаниям решать стратегически важные задачи, формировали устойчивый спрос и лояльность покупателей.

 

 

Согласно исследованию Fujitsu, каждый пятый ритейлер не смог реализовать проект цифровой трансформации своего бизнеса 93% компаний розничной торговли, принявших участие в опросе Fujitsu, заявили о том, что у них есть четко определенная стратегия внедрения цифровых технологий. Однако этот сектор экономики все еще отстает от других по объемам реализованных IT-проектов. Такой вывод сделан в результате глобального исследования компании Fujitsu «Цифровая трансформация: Люди, Действия, Сотрудничество и Технологии».


В опросе, который проводился в рамках более масштабного исследовательского проекта Fujitsu, приняли участие 189 руководителей из сферы розничной торговли. Согласно его итогам, страх неудачной реализации проектов цифровой трансформации стал серьезным препятствием для ритейлеров: 70% участников признались, что это обстоятельство существенно замедляет развитие их бизнеса. Каждый пятый респондент (19%) за последние два года не смог воплотить как минимум один проект цифровой трансформации, который в среднем стоил 337 380 евро. Кроме того, почти четверти участников (23%) уже приходилось прекращать реализацию цифровых проектов и нести убытки порядка 182 320 евро.

 


Несмотря на такое положение вещей, большинство опрошенных надеется на возврат инвестиций и дополнительные преимущества от проектов цифровизации в ближайшие полтора года. Преобладающее большинство участников опроса (86%) уверено, что в их компаниях имеется культура инноваций. Они считают, что процессы и модели поведения являются самыми важными факторами при реализации цифровых преобразований (34%). Вторым по важности фактором они называют сотрудников, задействованных в проектах цифровой трансформации (24%).

 

Фото: shutterstock