Необходимое и обязательное
часть 1 часть 2
Российский бизнес родился в эпоху дефицита, а мужал в эпоху экономического роста. Это сформировало типичные бизнес-модели российских компаний. Однако ситуация в экономике независимо от кризиса меняется таким образом, что в ближайшие несколько лет российским компаниям придется существенно изменить свои бизнес-модели – или исчезнуть.
Если вкратце, бизнес-модель описывает способ, которым компания зарабатывает деньги. Бизнес-модель отвечает на вопрос о том, что является продуктом компании, кто является потребителем, какую ценность создает бизнес для потребителя и каким образом эту ценность монетизирует. Например, для СМИ ценностью является контент, но некоторые СМИ предоставляют доступ к нему бесплатно или за символическую плату, а зарабатывают на рекламе. Для других СМИ, наоборот, основой дохода является плата за доступ к материалам.
Бизнес-модель отвечает на вопрос о том, что является продуктом компании, кто является потребителем, какую ценность создает бизнес для потребителя и каким образом эту ценность монетизирует.
Компания Microsoft ранее продавала свои программы, а сейчас их можно приобрести по подписке. А программы Linux бесплатны для пользователя, а зарабатывают они на платной поддержке. Какие-то компании зарабатывают на продаже товара, какие-то – на сопутствующих аксессуарах, а третьи – на постпродажном сервисе.
На рынке одежды встречаются компании, которые только разрабатывают модели одежды, а отшивают за рубежом. Наряду с ними существуют компании полного цикла, которые все делают сами, а есть и такие, которые больше шьют для других. Есть компании, предлагающие готовую одежду, а есть шьющие на заказ. Последние обычно продают свои услуги через шоу-румы, но в последние годы активно развиваются онлайн-сервисы. Все это разные бизнес-модели.
Главной особенностью растущих рынков являются относительно низкий уровень конкуренции и почти гарантированный спрос. Конечно, игрокам на рынке приходилось следить за меняющимися трендами, но на восходящих рынках, когда спрос растет, тренды обычно довольно предсказуемы – спрос смещается в сторону более дорогих и индивидуальных решений. У потребителей есть деньги, и они хотят тратить их на более изысканные и персонализированные вещи.
В 2014–2015 годах российский бизнес угодил в «идеальный шторм», совокупность негативных факторов, радикально меняющих структуру спроса и модели потребления. И ответом на них уже не может быть просто сокращение издержек или легкая оптимизация ассортимента. Приспособиться к новым возможностям удастся только путем кардинального обновления бизнес-модели.
Что это за факторы?
- санкции и курс. С одной стороны, импортная продукция подорожала, но подорожали также и сырье, комплектующие, оборудование;
- естественная стагнация спроса. Многие рынки в России были близки к насыщению и до экономических потрясений. Спрос перестал расти, конкурентная борьба усилилась;
- продолжающийся рост масштабов трансграничной торговли. Россияне научились покупать товары за рубежом, лишая дохода местных игроков, и пока принятые законодательные меры не сильно на это повлияли;
- существенное ужесточение требований государства к бизнесу. Использовать привычные ранее методы увеличения доходности бизнеса путем оптимизации налогов, «серой» таможни и т. п. стало значительно сложнее;
- «демографическая яма». На рынок труда вышло поколение 90-х, самое малочисленное в российской истории. Приток рабочей силы на рынок труда существенно меньше оттока, и работодателям, несмотря на кризис, по-прежнему трудно привлекать рабочую силу по приемлемой стоимости;
- рост стоимости и недоступность кредитов – и для предпринимателей, и для покупателей;
- режим экономии. Россияне научились экономить, и это надолго. Конкуренция между игроками на большинстве рынков существенно усилилась.
Снижение издержек и точечная настройка бизнес-процессов, благодаря которым российским компаниям удалось пережить предыдущие кризисы, уже не помогут, потребуется полная перестройка бизнеса. Вот что ляжет в основу успешных бизнес-моделей в 2016–2019 годах:
- маркетинг. Интуитивное принятие решений об ассортименте, услугах, ценах, рекламных кампаниях и акциях уйдут в прошлое;
- ценность. Простого наличия более или менее актуального товара на складе или на полке магазина будет уже недостаточно для успеха. Компаниям придется потрудиться, чтобы создать уникальную ценность для потребителей и донести ее значения до клиентов;
- стратегия. Успешные компании 2016–2019 годов будут развиваться не интуитивно или спонтанно, а на основании долгосрочных планов;
- аутсорсинг. Успешные предприниматели будущего будут фокусироваться только на главных бизнес-процессах, то есть на тех, которые создают или повышают ценность для потребителя. Все остальное они будут передавать на аутсорсинг;
- учет. Во множестве российских предприятий учет движения товарно-материальных ценностей невероятно сложен и запутан. Трендом ближайших трех лет станет упрощение учетных процессов во имя повышения скорости работы с снижения издержек на учет;
- развитие персонала. Надеяться на то, что вы сможете привлечь опытных профессионалов с рынка труда или решить все более сложные задачи, стоящие перед вами, силами старых, недостаточно опытных и квалифицированных сотрудников, больше не приходится. Требования к сотрудникам существенно возрастут, и компаниям придется вкладываться в развитие персонала.