О финансовом цикле, или «Где деньги, Зин?»
часть 1 часть 2
Общаясь с производителями и ритейлерами любого уровня, часто слышим сетования на нехватку оборотных средств. Причем предприятия сплошь успешные и развивающиеся. И начинаются разговоры о кредитах, процентах, задолженностях и о государственной поддержке для погашения кассовых разрывов. Понимая, как важна эта тема, мы обратились к опыту успешного управленца Святослава Бирюлина, чтобы выяснить, можно ли найти выход в этой ситуации и как выйти на устойчивую финансовую дорогу и выбраться наконец из тупика кредитной зависимости.
В 2010 году, еще в свою бытность наемным генеральным директором, я, подъезжая к нашему офису как-то утром, увидел у проходной толпу, явно проявлявшую недовольство. Толпа оказалась работниками компании нашего арендатора, которого мы назовем, к примеру, Вадимом. Они стояли под дождем и ждали своего работодателя – с их невыплаченной зарплатой или хотя бы трудовыми книжками. Трудовые книжки позже нашлись в распахнутом сейфе, а вот денег сотрудники так и не увидели. Как не увидели их поставщики Вадима и мы, арендодатели. Что самое удивительное в этой ситуации, незадолго до случившегося Вадим хвастал мне, что получил хорошую прибыль.
Понятие «прибыль» в смысле «доходы минус расходы» понятно нам интуитивно, даже если мы не занимаемся бизнесом. И даже если мы открыли свою первую компанию вчера, не позднее чем через три месяца наш бухгалтер сообщит нам что-то про нашу прибыль или про ее отсутствие. А заодно еще и о том, что на нее бывает налог. Интуитивное понимание прибыли приводит нас к ложному представлению о том, что большая прибыль – это обязательно хорошо. Желающих узнать все причины того, что чистая прибыль – это не признак успеха, отсылаю к своей книжке «Как все испортить и разорить бизнес», где этому посвящена целая глава. Тут остановимся только на одном аспекте этого понятия – на финансовом цикле.
Понятие «прибыль» в смысле «доходы минус расходы» понятно нам интуитивно, даже если мы не занимаемся бизнесом.
Вообще-то, управление финансовым циклом для финансиста – как выявление потребности что-то купить для продажника, иными словами азбучная истина. Но проблема существующих в России предприятий чаще всего в том, что за деньги во многих из них до сих пор отвечают бухгалтера, для которых важнее, чтобы дебет сошелся с кредитом и чтобы у налоговой не было претензий. Сколько компаний в России разорились из-за неэффективного управления денежным циклом, я не знаю, но догадываюсь, что весьма большое количество.
Возьмем случай Вадима. Согласно его управленческому учету, его компания до последней минуты была прибыльной – в том смысле, что ее начисленные доходы превышали ее начисленные расходы. Такую прибыль журналисты часто называют бумажной, так как она есть только на бумаге. Фактически же у предприятия не было денег, чтобы рассчитаться с сотрудниками, поставщиками и арендодателями. Спрашивается, где были деньги? А деньги были в складских запасах и дебиторской задолженности.
Склад сырья в своем суммовом выражении равнялся четырехмесячному обороту компании – это притом, что все поставщики находились в радиусе ста километров и экономического смысла в таких запасах не было. Дилеры расплачивались за продукцию весьма скверно, но ради роста выручки компания им это прощала. А еще тщеславие Вадима, желавшего быть крупнейшим производителем в регионе, мотивировало его на слишком активную и неосмотрительную работу с госзаказами. А государственные заказчики, как известно, в вопросах своевременной оплаты не слишком щепетильны.
Чистый оборотный капитал компании, если не вдаваться в сложные финансовые термины, это оборотные активы, то есть то, что у вас есть, или то, что вы получите в ближайшее время, минус то, что вы должны отдать в ближайшее время, а именно краткосрочные обязательства.
Таким образом, если просто перечислить, оборотные активы – это:
- краткосрочная дебиторская задолженность и деньги на счетах;
- запасы и сырье;
- НДС по тем товарам, которые были приобретены.
А в краткосрочные обязательства входят:
- все виды задолженности – перед поставщиками и покупателями, перед сотрудниками, перед бюджетом;
- краткосрочные займы;
- проценты по долгосрочным займам.
Чистый оборотный капитал – это оборотные активы минус краткосрочные обязательства.
Круговорот денег в бизнесе, которые заходят в компанию от клиентов, акционеров или банков и идут на оплату сырья, превращаются в товар, уходят покупателям в виде товара и вновь возвращаются в бизнес, – это и есть финансовый цикл. И вот им для успешного функционирования предприятия необходимо управлять.
Если то, что у вас есть, включая то, что вы получите в ближайшее время, более или менее соответствует тому, что вам придется в ближайшее время заплатить, вам не грозит ситуация так называемого «кассового разрыва», когда, независимо от того, что у вас написано в строке «прибыль», вам будет нечем платить по счетам. А вот если вы должны куда больше, чем можете получить, – это плохой знак. Хотя, как показывает практика, не всегда, о чем позже.