подпишитесь на новости брендов 
26.03.2018 | Альбина Весина

Роман Ефремов о Центрах компетенций в текстильной и легкой промышленности

В Москве прошла XV Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования». Главной темой форума стало обсуждение качества российского образования и реформ, способствующих его росту. На одной из площадок с докладом «Кадровое обеспечение конкурентоспособности российской текстильной промышленности и индустрии моды» выступил председатель комитета Ивановской областной думы по экономическому развитию Роман Ефремов.

 


Основная идея доклада: в современной России подготовка специалистов для реального сектора экономики не соответствует запросам предприятий, и кадровая проблема становится серьезным барьером развития российской индустрии, в частности текстильной промышленности и индустрии моды. В СССР в условиях плановой экономики эти вопросы регулировались государством, а сегодня пущены на самотек. При этом новые профессии в условиях рыночной экономики появляются с возрастающей скоростью, а образовательные организации не успевают адаптироваться к технологическим новшествам. Нет никакой координирующей структуры, которая собирала бы кадровые запросы производственников, предприятий сферы услуг, смежных отраслей, логистических организаций и направляла в учреждения образования.

 

Основные проблемы подготовки кадров для текстильной и легкой промышленности:

  • низкое качество подготовки выпускников;
  • отсутствие актуальных для индустрии профилей подготовки в профессиональном и высшем образовании;
  • недостаточное количество выпускаемых специалистов.

Ситуация осложняется тем, что материально-техническая база вузов и организаций СПО, как правило, испытывает недостаток современного оборудования, которое эксплуатируется российскими компаниями. В образовательных организациях нет преподавателей и мастеров, которые успевали бы за этими изменениями, слабо развито дуальное образование (вариант, когда теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте). Образовательные программы плохо коррелируют с запросами рынка.

 

 

В результате имеем низкое качество подготовки выпускников, а главное – дисбаланс спроса и предложения по многим профессиям, невостребованность одних кадров и дефицит других. По предварительной оценке, в 2017 году на 1-й курс по направлению подготовки «Дизайн» принято около половины всех бакалавров. При этом доля конструкторов и технологов, вместе взятых, – в два раза меньше. Также существует дефицит специалистов по менеджменту. Сегодня актуальной для текстильной и легкой промышленности является подготовка в высшем образовании по следующим профессиям:

  • разработчики, операторы PLM-систем, CAD-, CAM-проектировщики, разработчики систем искусственного интеллекта;
  • проектировщики новых материалов;
  • операторы автоматического оборудования с навыками программирования;
  • визионеры потребностей;
  • fashion-маркетологи;
  • системные инженеры (конструкторы-технологи с навыками дизайна).

По перечисленным направлениям есть дефицит выпускаемых специалистов или отсутствие профилей подготовки.

 

В России на данный момент фактически отсутствует текстильное машиностроение, страна не производит не только сложных и высокотехнологичных станков, но даже швейных машин. Когда предприятия приобретают прядильное, ткацкое, отделочное, раскройное и иное текстильное оборудование, возникает проблема не только с его инсталляцией и наладкой, но и с сервисным обслуживанием. Вузы не готовят специалистов по этому профилю, потому что не в состоянии включить в образовательный процесс рассмотрение технологий, используемых различными производителями станков, машин и механизмов. Они не имеют ни квалифицированных преподавателей, ни материально-технической базы.

 

 

В итоге российские инвесторы оказываются в невыгодном положении, так как привозят специалистов из-за границы и платят им больше, чем те получают у себя дома. Другой вариант – предпринимателям приходится готовить операторов, наладчиков, ремонтников, мастеров, переучивая технических специалистов других отраслей, например автослесарей. Но и для этого требуется привлекать иностранных профессионалов-наставников. Российские предприниматели теряют при этом время, деньги, а иногда и оборудование, которое выводится из строя некомпетентным персоналом.

 

При этом дифференцированная система государственного управления перечисленных проблем не решает. За промышленность отвечает Министерство промышленности и торговли, за образование – Министерство образования и науки, за регионы – Министерство экономического развития, за цифровые технологии – Министерство связи и массовых коммуникаций. Каждая структура работает по своему направлению, а названная проблема требует совместного межведомственного взаимодействия. Нельзя сказать, что попытки ее урегулировать не предпринимаются, частично решению способствует деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей, но его усилия касаются, как правило, лишь производственного сектора. В некоторых субъектах РФ к урегулированию вопроса подключаются департаменты образования и экономического развития, пытаясь актуализировать информацию об имеющихся вакансиях, потребностях региональной экономики. Однако чаще всего в эти перечни попадают только крупные известные представители рынка, и это вносит дополнительный перекос в и без того несовершенную систему конкуренции.

 

Возможен альтернативный подход к решению проблемы: целесообразно создавать Центры компетенций по отраслям, которые будут регулировать вопросы взаимоотношений между образованием и производством, учитывая региональную специфику. При этом не только по отраслям цифровой экономики, но и по традиционным. Эти координирующие структуры могут работать на основе государственно-частного партнерства или вовсе не быть связаны с государственным финансированием. Кроме согласования перечня профессий и числа готовящихся специалистов, Центры могли бы участвовать в формировании содержания образовательных программ. Для этого целесообразно собирать базу учебных центров, преподавателей, студентов, новейших мировых методик образования, оценивать их эффективность и внедрять передовые достижения.

 

 

Задачи Центров компетенций в текстильной и легкой промышленности и индустрии моды могут быть очерчены следующим образом:

  • определить потребности в кадрах, в том числе собрать информацию о востребованных рынком специальностях, по которым не ведется подготовка в системе образования РФ;
  • сформировать базы новейших практик образования для российской системы образования;
  • внедрить лучшие практики, актуальные методики и форматы в образовательную систему РФ.

Таким образом, Центры будут работать на обеспечение соответствия компетенций выпускников требованиям рынка труда и развития индустрии моды. Данный подход к решению проблемы мог бы способствовать повышению конкурентоспособности нашего образования в сфере моды на мировой арене. Российские образовательные учреждения станут более привлекательными, в том числе и для иностранных студентов. Несомненно, улучшится качество подготовки специалистов, будут выпускаться специалисты fashion-индустрии, востребованные рынком и потребителями.

 

Источник: Ивановская областная Дума

Фото: shutterstock