подпишитесь на новости брендов 
13.03.2018 | Альбина Весина

Роман Ефремов о будущем российского текстиля

Прошлое, настоящее и будущее Ивановской области, то бишь «наше все», – текстиль.


Ивановская область по инерции продолжает считаться текстильным краем, но ситуация в этой сфере за последние десятилетия сильно изменилась. На сегодняшний день Россия в целом и наш регион в частности уже не может похвастаться лидирующими позициями по количеству текстильных производств, основная масса которых сосредоточена в странах, имеющих и сырьевую базу, и дешевую рабочую силу.


В настоящее время доля тканей собственного производства составляет только 25% внутреннего рынка страны. В стратегии развития легкой промышленности России Министерство промышленности и торговли РФ планирует до 2025 года увеличить этот показатель до 30% и вдвое поднять экспортный потенциал отечественного легкопрома в целом.

 


На первый взгляд задача не отличается амбициозностью, но даже этот прогноз считается оптимистичным. При худшем раскладе мы можем потерять и ту долю рынка, которую имеем теперь. В частности, у Ивановских текстильщиков вызывает опасение заключенное в конце прошлого года Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Узбекистаном. Наши партнеры имеют как минимум четыре конкурентных преимущества. Во-первых, на территории Узбекистана выращивается собственное натуральное сырье – хлопок. В последнее время страна перестает продавать «белое золото» за границу, переориентируясь на собственную переработку. Во-вторых, так как Узбекистан располагается в более благоприятных климатических условиях, коммунальные расходы производственников там существенно ниже. В-третьих, благодаря государственной поддержке узбекские текстильные предприятия либо полностью модернизированы, либо построены «с нуля». То есть производственная база там соответствует современным требованиям организации труда и изготовления продукции, отвечающей высоким стандартам качества. И, наконец, в Узбекистане сравнительно невелики расходы на оплату труда. Суммируя все перечисленное, наши партнеры имеют для экспорта отличные хлопчатобумажные ткани при низкой себестоимости их производства (в основном в сегменте выпуска постельного белья).

 


Что могут этому противопоставить Ивановские текстильщики? Существующие предприятия работают во многом на устаревших станках. Затраты на техническое переоснащение мотивируется в первую очередь ветхостью части используемого оборудования. Наши предприятия не отвечают современным требованиям автоматизации, устаревают сами принципы организации производственных процессов.


Считаю, что поддержание предприятия «на плаву» методом «латания дыр» – в корне неверный подход. Для построения конкурентоспособной компании нужно исходить из конечной цены продукта, поэтапно решая задачи ее обеспечения на заданном уровне через выстраивание технологической цепочки. Если вектор проектирования производства будет развернут в этом направлении, то возникнет потребность и во внедрении новых технологий, цифровизации и автоматизации технологических процессов как основных ресурсах снижения себестоимости.

 


В связи с этим приходит на память один из пунктов избирательной кампании кандидата в губернаторы Ивановской области на выборах 1999 года Павла Пожигайло. Он предлагал программу «Текстильное кольцо», суть которой состояла в объединении текстильщиков через хозяйственно-экономическое и информационно-логистическое взаимодействие для укрепления их положения в условиях мировой конкуренции. Двадцать лет назад он говорил, что наиболее востребованными окажутся те направления, которые находятся ближе к деньгам. Сегодня мы видим, насколько пророческим оказалось это утверждение: число швейных цехов выросло на несколько порядков, в то время как наиболее далеких от конечного потребителя и от сырья производств (например, прядения) осталось только пять предприятий в регионе.


И вот сегодня возникает вопрос: может ли Ивановская область и дальше считать себя текстильным регионом? Мой ответ – утвердительный! Какие у нас есть конкурентные преимущества, дающие право на формирование трендов развития легкой промышленности в стране?

 


Во-первых, это наличие образовательных учреждений, умеющих готовить специалистов по широкому спектру профессий. В регионе есть политехнический университет, объединяющий несколько образовательных учреждений высшего звена, инжиниринговый центр текстильной и легкой промышленности. Несмотря на богатейший опыт подготовки студентов, учреждению нужны серьезные преобразования для соответствия современным требованиям текстильной индустрии, как в плане образовательных программ, так и проведения научных разработок. Это же касается учебных учреждений среднего профессионального образования (сейчас в области их десять), их руководителям следует задуматься о соответствии готовящихся специалистов практическим потребностям текстильной промышленности.


Во-вторых, Иваново стало крупным логистическим центром, реализующим на своей территории торговлю тканями из многих стран мира. Уверен, что эту компетенцию надо развивать, имидж «Текстильного хаба России» можно укреплять представительствами западных фирм, ориентированными на верхнюю одежду.


Кроме того, как я уже упомянул, сегодня область практически переквалифицировалась на швейное производство, в котором занято несколько десятков тысяч человек. Такая ситуация с одной стороны представляется логичной. Но есть проблемы, тормозящие развитие швейной промышленности региона, которая, к тому же, неоднородна по своему составу. С одной стороны, в области работают несколько крупных, вертикально ориентированных корпораций, таких как «Айвенго», «Ланцелот», «Ланика», выпускающих одежду под собственным брендом. С другой – большое число мелких цехов, работающих по «серой» схеме, шьют спецодежду или КПБ, имея в своем распоряжении достаточно примитивное, дешевое б/у оборудование. И те, и другие не могут адаптировать свои производственные ресурсы под выполнение внешних заказов. При этом в Москве имеется множество модельеров и фирм, которые постоянно сталкиваются с проблемой, что им негде разместить свои заказы, но ивановские швейники не берутся за их выполнение, потому что не могут в разумные сроки наладить производство. Основная масса спортивных брендов, поставляющих товары в Россию, отшиваются в Молдавии, а это огромные объемы, на долю которых могут претендовать ивановские швейники. Для этого нужны контрактные предприятия, ориентированные на выпуск широкой линейки товаров. И объективно необходим информационный центр, аккумулирующий данные о свободных производственных мощностях.

 


В этом контексте можно было бы сотрудничать с многочисленными представителями фэшн-индустрии столицы: дизайнерами, байерми, модельными студиями. Эта задача сложная, так как для пошива небольших партий одежды требуется широкий спектр оборудования, владение разнообразными технологиями, работа с нетрадиционными материалами. Но в этом сегменте создается продукт с высокой прибавочной стоимостью. К тому же, такая форма взаимодействия стала бы основой выращивания собственных модельеров, молодых дизайнеров, запускающих новые бренды. Кроме того, нельзя забывать и о положительном влиянии индустрии моды на другие сферы, в том числе, образ жизни, городскую среду, туризм, спорт и их общий синергетический эффект на экономику региона.


Сейчас в Москве ведется речь о реализации проекта с внушительной господдержкой и строительстве в столице коворкинг-центра площадью 20 тысяч кв. метров для этих целей. 1 февраля в Москве состоится встреча лидеров индустрии моды, которая даст старт реализации программы создания «модного кластера». Задача представителей Ивановской области – предложить Москве разделение труда в ее реализации.

 


Важно сформулировать стратегию развития текстильной промышленности области хотя бы на среднесрочную перспективу. Я неоднократно обращал внимание, что имеющаяся Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года устарела во всех отношениях и уже не может рассматриваться как документ стратегического планирования. Наш подход к проектированию будущего не актуален. Человечество живет в мире, который называют миром VUCA – нестабильном, неопределенном, сложном и неоднозначном. Сегодня нужны новые идеи, способные преобразить его в мир, полный надежд и оптимизма. Креативное мышление ведет к действию, и действовать нужно сегодня!

 

Фото: Варя Гертье, shutterstock