подпишитесь на новости брендов 
04.05.2017 | Лидия Соколова

Маркетинг по-русски

Окрыленный идеей, Леонид прервал заслуженный отпуск и вернулся в гущу рыночных событий. Прямо из аэропорта он отправился в цех, где поделился своим креативом с технологом.

 

– Петрович! – испуганно спросил его технолог, нервно сглатывая слюну. ­– А ты это… Уверен? Конфеты с рыбой?

 

– Не ссы! – похлопал его по плечу Леонид.

 

Технолог слишком давно работал с Леонидом, знал, что означает «не ссы» в устах шефа, и потому молча пошел выполнять.

 

Через два дня опытные образцы были готовы. Неся их в переговорную на совещание и морщась от исходившей от них вони, технолог еще издали услышал голос Леонида.

 

– Чуваки, вы не врубаетесь! Вы просто не врубаетесь! Потребителю уже во где обычные конфеты! Да ими все просто объелись! Нам нужно что-то свежее! Необычное! Прорывное! Кто вообще сказал, что конфеты должны быть сладкими?

 

– Лень, а может, это… тестовые продажи какие-нибудь? Может, попробуем, потребителей спросим?.. – аккуратно поинтересовался первый зам.

 

– Слышь, Василич, ты Форда читал? Того, который автомобиль придумал? Не читал? А вот я читал! И знаешь, что Форд писал? Что если бы он спросил потребителя, то тот попросил бы у него не Модель Т, а, б#@, более быструю лошадь! Если бы Стив Джобс, б#@, спрашивал потребителя, он бы сейчас вел бы где-нибудь курсы по йоге с почасовой оплатой! В бизнесе побеждает только тот, кто рискует!

 

Спорить с окрыленным музой Леонидом было себе дороже, потому возражать никто не стал.

 

– Вот, получилось, – технолог с облегчением избавился от образцов, вывалив их на стол. Участники совещания постарались по возможности незаметно отодвинуться подальше от пахучего инновационного изделия.

 

– Давайте пробовать! – подбадривал всех Леонид, и сам первым сунул за щеку рыбную конфету. Все в ужасе смотрели на него. Леонид нахмурился, помолчал, подвигал щеками, потом повернулся к технологу.

 

– Ты что сделал? – спросил Леонид страшным голосом. – Ты что, мать твою, сделал?

 

– Ну, как ты просил, Петрович, – забормотал полумертвый от ужаса технолог. – Рыба и немного морепродуктов, для вкуса…

 

– О! – поднял в воздух палец Леонид. – НЕМНОГО! Ключевое слово – «НЕМНОГО»! А ты сколько положил?

 

– Ну…

 

– Нет, ты что, не чувствуешь, что твои креветки весь вкус рыбы забили? Ты сам что, не пробовал? Не почувствовал? У нас конфеты с чем? С РЫБОЙ! С РЫБОЙ, а не с креветками! Пацаны, ну я что, за всех тут думать должен? Я должен за всех все решать? Разбираться в маркетинге? В технологии? В продажах? Вы чего, сами элементарные конфеты с рыбой выпустить не можете так, чтобы мне не надо было вмешиваться? А продавать их потом тоже мне придется? Ну блин, вас тут столько, зачем я вам зарплату плачу?..

 

Четыре месяца и четыреста образцов спустя конфеты в красивой упаковке, имитирующей чешую, легли на полки местных магазинов. Для верности Леонид запустил на местном телеканале ролик, в котором смазливый парень эффективно соблазнял рыбьими конфетами неприступных красавиц. Обалдевшим менеджерам по продажам было объявлено, что инновационная новинка должна занять 30% в их продажах уже к концу квартала.

 

– Это вам еще подарок, – подбадривал их Леонид. – Их и продавать не надо будет, сами улетят, как горячие пирожки!

 

Половина менеджеров обновила резюме. Вторая половина склонялась к мысли обрушить продажи основного продукта, чтобы отгрузки рыбного лакомства вышли на 30%.

 

Глядя на цифры отгрузок (в кг), никак не хотевшие становиться трехзначными, Леонид чернел лицом день ото дня. Потом он начал ездить по магазинам в часы пик и шумно, с шутками и прибаутками, покупал свою смрадную продукцию килограммами, чтобы личным примером воодушевить сограждан. Отгрузки (в килограммах) переползли трехзначную отметку, но большей частью эти продажи шуршали фантиками в багажнике леонидова внедорожника.

 

Между Леонидом и начальником отдела продаж состоялся тяжелый разговор. Леонид предложил тому выбирать – или конфеты, или… Начальник отдела продаж был хорошим переговорщиком, не зря он ухитрился год назад завести Лёнины конфеты с глутаматом натрия в «Магнит», но и ему пришлось вечером снимать стресс бутылкой «Дагестанского».

 

Мрачное внимание Леонида переключилось на производство. Мудрый технолог дальновидно взял больничный, и Леонид лично руководил остекленевшими от ужаса лаборантками. Алхимические опыты Леонида по добавлению и удалению ингредиентов разной степени пахучести существенного влияния на отгрузки не оказали, из магазинов пошли возвраты. Леонид назвал местных владельцев розницы «дебилами» и лично поехал в Москву, на переговоры в X5 Retail Group. «Там, в Москве, понимают что к чему!» – Леонид назидательно поднимал вверх указательный палец. Однако после возвращения он ни с кем не разговаривал целую неделю и ходил по офису чернее тучи. «Бар-р-раны!» – бормотал он, обращаясь неизвестно к кому.

 

Сотрудники компании подготовились к худшему, но тут кипучую натуру Леонида захватила новая идея – печенье, похожее на чипсы.

 

– Все любят печенье, так? – спрашивал снова порозовевший и деятельный Леонид в переговорной. – И чипсы любят, так? Значит, – Леонид шумно ударял тыльной стороной одной руки по ладони другой, – печенье в виде чипсов полюбят точно!

 

Поскольку это все-таки была не рыба, а привычное печенье, сотрудники в ужасе молчали, боясь спугнуть капризную Лёнину музу, и надеялись, что рыба будет забыта.

 

– Кстати, откуда это так рыбой несет? – покрутил носом Леонид, и сотрудники окаменели. – Впрочем, неважно. Итак, печенье в форме чипсов!

 

Рыбой в переговорной запахло потому, что технолог в этот момент как раз проезжал мимо окна в ГАЗели, полной протухших рыбных конфет. Он вез их на свалку.