20.03.2019 | Ада Акаева

Алые башмачки

«Все живое стремится к цвету».

Иоганн Вольфганг Гете

 

«Лишь стоило ему увидеть или коснуться женских туфель или ботинок,

и мир чудесным образом преображался».

Эрнест Беккер

 

Обувь красного цвета… Что это – просто обувь или символ?

 

Во все времена обувь являлась источником информации о владельце, его социальных амбициях и классовом статусе, этническом происхождении, также указывая на род занятий. Обувь расскажет о характере владельца, гендерной принадлежности, а также об эстетическом вкусе. Поэтому обувь – это очень личный предмет, индивидуальный, связанный с самопрезентацией и самоидентификацией, персональной и групповой.

 

Красная обувь

 

Обувь – предмет самодостаточный, которому не нужно быть надетым на ногу, чтобы сохранять форму и объем. Она сама «твердо стоит на ногах».

 

Обувь – это то, что обеспечивает нам свободу передвижения, образуя очень тонкую, но важную границу между телом и средой, а следовательно, она имеет некую власть над нами. Так, например, в феодальной Японии обувь подразумевала противопоставление двух основополагающих понятий синтоизма – чистоты и грязи. В других обществах вид и форма должны были укладываться в рамки религиозных и нравственных ценностей.

 

Красная обувь

 

Обувь красного цвета занимает особое место в исследованиях культурных и исторических ценностей. Огромное количество литературных произведений посвящено именно «красной туфельке» и «красным башмачкам».

 

Красная обувь традиционно предполагала власть, богатство, силу, так как цена на красные красители была очень высокой, что и делало такие башмачки прерогативой римских сенаторов, а позднее только императора. Людовик ХIV носил башмаки на красных каблуках – символ божественной власти короля.

 

Людовик XIV

 

Если рассматривать обувь как предмет фетиша, то здесь появляются дополнительные смыслы, которые имеют отношение к эротике, сексу, физической привлекательности. Туфли хранят след ноги, а пустота, заключенная в них, может означать место для собственного «Я». И в западной, и в восточной культуре туфли бессознательно ассоциируются с женскими гениталиями, а нога символизирует фаллос.

 

Красная обувь

 

В своем эссе «Помешанные на туфлях» Холли Брубах напишет: «Ни одна женщина с нормальной, здоровой страстью к обуви не удовлетворится, наполнив свою гардеробную фаллическими символами». Пара ботинок – это не пара красных туфель на шпильке. Претендуя на сексуальную привлекательность, женщина однозначно сделает выбор в пользу шпилек, так как за счет нее приобретается сложный символический статус.

 

Красная обувь

 

Во всех культурах красный цвет, с одной стороны, символизирует жизнь и плодородие, а с другой, ассоциируется с опасностью, войной, смертью. Это цвет человеческих крайностей, ярко окрашенных эмоций, страсти и страданий. Это не только цвет одеяния католических священников, но и цвет кварталов красных фонарей. Клод Леви-Стросс отметил красный цвет как амбивалентный в связи с тем, что этот цвет может восприниматься позитивно или негативно.

 

Красная обувь

 

Диаметральная полярность между любовью и войной, магией и религией, благородством и плебейством, созиданием и разрушением, низменной похотью и возвышенной страстью порождает актуальность использования этого цвета, но напоминает нам о необходимости соответствия социальному ландшафту.

 

Фото: из открытых источников