подпишитесь на новости брендов 
2b2 Журнал
13.09.2017 | Альбина Весина

Технологический колледж №24: достучаться до...

Со времен крушения плановой экономики СССР у нашего народа вошло в привычку ругать все подряд. Наше образование, нашу промышленность, наше здравоохранение. Однако, если углубиться в тему, становится ясно, что на самом-то деле в наши дни существуют образовательные организации, достойные подражания.

 

Директор Технологического колледжа № 24 г. Москвы, Ирина Васильевна Судибор, рассказывает о том, как сейчас построено профессиональное обучение в легкой промышленности.

 

 

– Ирина Васильевна, расскажите об истории создания колледжа.

– Наш колледж создан на базе нескольких образовательных учреждений. Одно из них – ​профессионально-техническое училище № 125, позже переименованное в профессиональный лицей трикотажного дизайна № 325, – ​основано еще в 1960 году. Поэтому мы считаем, что нашему колледжу больше 55 лет. Это училище было основным для трикотажной фабрики «Красная заря», объединения «Верхний трикотаж» и чулочно-носочной фабрики имени Баумана. Другие учебные заведения – ​лицей № 307, в котором обучались портные и конструкторы одежды, и профессиональный лицей № 342, где готовили портных и швей преимущественно из лиц с ограниченными возможностями. Из этих трех основных профессиональных училищ в 2004 году был создан наш колледж, где мы сохранили все специальности. В 2008 году с помощью государственной программы «Рабочие кадры» нам удалось установить новейшее трикотажное оборудование – ​немецкие вязальные машины Stoll и итальянские чулочно-носочные аппараты Busy Giovanni. Так что сейчас мы можем с гордостью заявить, что у нас самый широкий парк оборудования, и, когда к нам приезжают иностранные делегации, они не верят своим глазам и называют наши цеха современным производством.
Пять лет назад мы перешли в статус автономного учебного заведения. Это дало нам серьезные возможности для расширения спектра специальностей, которым мы обучаем студентов. Сегодня мы зарабатываем 43% средств, необходимых для образовательной деятельности, самостоятельно: мы оказываем услуги населению и предприятиям легкой промышленности, в том числе отшиваем и вяжем изделия на заказ. Мы производим школьную, кадетскую, спортивную и рабочую форму. В наших мастерских работают и сотрудники, и студенты, поэтому мы можем добавлять наиболее необходимые на рынке специальности. Так, самое востребованное отделение – «Информатика и вычислительная техника», где, среди прочего, обучают и сайто­строению. Мы учим будущих парикмахеров и визажистов. А недавно открыли обучение грумингу (стрижке и уходу за домашними животными).


– Получается, ваше учебное заведение оснащено лучше, чем некоторые вузы. Как вам это удалось?
– Не без помощи государства, конечно. В 2013 году мэр Москвы, С.С. Собянин, для поддержки автономных образовательных организаций выделил дополнительные средства на развитие материально-технической базы, и мы опять решили вложиться в оборудование. Купили современные машины для работы с кожей и мехом, аппараты для прямой печати на ткани, новое вышивальное и раскройное оборудование. У нас закуплено новейшее программное обеспечение для автоматического проектирования – ​Lectra, Grafis и «Ассоль». И мы обучаем студентов работе с этими программами. Хотя, разумеется, не с первых дней. Мы четко убеждены, что сначала конструирование надо осваивать на бумаге и ткани, а потом уже переходить к компьютерным технологиям.

 


– Видя такое оборудование, будущие студенты, наверное, выстраиваются в очередь?
– Мы к этому стремимся. А пока приходится удивлять абитуриентов и их родителей рассказами о том, что в России, в Москве, да и в Московской области, есть предприятия легкой промышленности. И не какие-то подпольные цеха контрафактной продукции, сюжеты о которых они видят в новостях, а полноценные успешные предприятия, где вполне можно получать достойную зарплату.
На 2017/18 учебный год в московских учебных заведения легкой промышленности создано 500 учебных мест. Мы можем принять 75 человек на обучение по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» (из них 50 человек на базе 9 классов) и 50 человек по специальности «Портной» (из них 25 человек на базе 9 классов). Зачисление ведется через московский сайт госуслуг – ​mos.ru. Для поступления необходим школьный аттестат, а для абитуриентов на конструкторские специальности предусмотрен вступительный экзамен по спецрисунку.


– Кто на сегодняшний день учится в колледже?
– Полагаю, стоит отметить, что это не только студенты. В рамках дополнительного образования у нас занимаются школьники, посещая кружки технического творчества и студии разной направленности как в наших помещениях, так и в школах, с которыми мы работаем. Кроме того, порядка 800 человек ежегодно проходят программы профессиональной переподготовки. Это взрослые люди, которые решили по вечерам или выходным получать навыки по новым для себя специальностям. Наибольшим спросом пользуется профессия портного.


– Ирина Васильевна, сейчас набирает популярность международное движение WorldSkills. Как это развивается в вашем учебном заведении?
– Для нас очень важны профессиональные стандарты, на которые ориентируются работодатели. Мы уже несколько лет принимаем участие в движении WorldSkills, где соревнуются представители рабочих профессий. В этом году на базе нашего колледжа организован демонстрационный экзамен по специальности «Технология моды» для трех колледжей Москвы. И хотя официально мы еще не могли пускать на него представителей будущих работодателей наших выпускников, их желание было таким горячим, что мы пошли на уступки и разрешили им присутствовать. 75% наших выпускников сдают этот экзамен, который проходит как выступление на международном чемпионате. Участники в течение трех дней выполняют полный цикл по созда­нию швейных изделий – ​от отрисовки эскиза и построения конструкций до раскроя и пошива. И когда мы начали подготовку к этому мероприятию, стало понятно, что мы должны обучать универсальных мастеров, которые сумеют выполнить весь процесс от начала до конца. Поэтому мы применяем интегрированный подход к обучению. Наши выпускники могут сделать все и не будут сидеть и ждать, пока им привезут пуговицы или кнопки. Время узких специалистов прошло.

 


– Ваши студенты принимают участие в конкурсах? Ведь это крайне важно для выработки и поддержания перечисленных вами навыков.
– Да, разумеется. У нас есть еще и свой конкурс – ​Moscow. Fashion. Look. Ему уже более пяти лет. Мы его задумывали как внутренний, но он быстро стал известен, так что мы стали приглашать участников из других учебных заведений, других городов и даже стран. Это не привычное всем представление пяти луков. Наши конкурсанты показывают по одному образу в разных номинациях. В результате над образом совместно трудятся студенты швейных специальностей и будущие парикмахеры и визажисты – ​получается командная работа. И это очень важно и для обучения, и для будущей профессиональной деятельности. К тому же в жюри работают не преподаватели, а реальные деятели индустрии – ​известные парикмахеры, стилисты, дизайнеры, создатели своих брендов. И они могут позвать конкурсантов к себе на работу.


– То есть вы помогаете с трудоустройством?
– Это наша прямая обязанность. Мы бюджетное учреждение и отчитываемся за каждого выпускника. Порядка 5–10% из них продолжают обучение в вузах на дневном отделении, а остальные к моменту выпуска чаще всего уже трудоустроены. Сегодня престиж рабочих специальностей растет день ото дня. Например, на парикмахерские специальности у нас конкурс 10 человек на место. Те, кто не проходят на бюджетные места, учатся платно. Родители готовы вкладывать деньги в профессиональное обучение своих детей.


– Ну а чего-то вам все-таки не хватает? Будь у вас волшебная палочка, что бы вы попросили для колледжа?
– Более серьезного отношения со стороны будущих работодателей. Часто, даже не вникая в ситуацию, на многочисленных заседаниях и круглых столах сетуют, что у нас не готовят рабочие кадры для легкой промышленности. А когда узнают, что готовят, огульно заявляют, что плохо. На самом деле на каждом предприятии, конечно, своя специфика, при этом далеко не на каждом производстве есть такой парк оборудования, как у нас. Но мы готовы выполнять заказы конкретных компаний. Им надо просто выбрать того студента, который потенциально подходит для работы на их производстве, и вести его во время всего обучения. В результате можно получить готового 
специалиста, которого уже не придется переучивать.

 

Интервьюер: Тамара Протасова

 

0