подпишитесь на новости брендов 
2b2 Журнал
16.06.2017 | Альбина Весина

Рынок fashion: куда податься молодому специалисту?

 

В Москве прошел мастер-класс «Как построить карьеру в fashion-индустрии и развить собственный бренд?» от Елены Залесской, руководителя HR-агентства «Модное бюро». Спикер рассмотрела наиболее острые вопросы, волнующие молодых специалистов в области fashion, и отметила основные тренды на рынке трудоустройства в модной индустрии.

 

Что касается общей картины на рынке труда в индустрии моды, то, как и несколько лет назад, сохраняется высокий спрос на производственный персонал. Однако, как отмечает Елена Залесская, кандидаты не хотят планомерно начинать карьеру с низких позиций и маленьких зарплат и сразу после учебного заведения пытаются развивать собственный бренд или работать на фриланс-проектах. Как правило, единицам удается приблизиться к своей цели. Зато у большинства возникает временной промежуток, когда профессиональные навыки, которые можно было бы нарастить в промышленных швейных компаниях, полностью теряются.

 

Часто кадровое агентство при поиске дизайнеров сталкивается с проектными сотрудниками или дизайнерами-фрилансерами. Однако данный опыт, как показывает общение с обеими сторонами (самим дизайнером и компанией-заказчиком), не всегда устраивает и тех и других. Во-первых, творческие люди не всегда грамотно подходят к заключению сделки и юридически не подготовлены к сотрудничеству. Зачастую, проделав огромную работу над коллекцией, они не получают свой гонорар. Во-вторых, сами компании не умеют испытывать и правильно подбирать таких специалистов.


Самые интенсивные изменения происходят в креативной сфере. Ряд профессий медленно, но верно вымирает, трансформируясь в новые, более узкопрофильные. Например, менеджер по рекламе трансформировался в специалиста с конкретно направленными компетенциями: SMM-специалиста, PR-менеджера, блогера, fashion-иллюстратора и т. д.


Наиболее востребованы производственные специалисты с базовым профессиональным образованием технолога или конструктора. Много позиций открыто для конструкторов, технологов, модельеров, менеджеров производства, менеджеров по размещению заказов. И здесь стоит отметить две важные тенденции рынка.


Во-первых, поиск специалиста подчинен главным образом ассортименту и категории товара, с которым работал конструктор, технолог или дизайнер. Например, нужен специалист с опытом работы с женской одеждой, причем конкретно с вечерней, свадебной или верхней. Соответствие более общим требованиям (таким как возраст, пол, наличие детей, территория проживания и т. д.) рассматривается уже во вторую очередь.


Во-вторых, в связи с экономической ситуацией и сокращением штата, компании ищут специалистов широкого профиля, готовых к совмещению должностей. Особенно это характерно для небольших и средних компаний.


И хотя спрос на швей и портных за два года вырос в несколько раз, в целом проблемы в производственной сфере остались те же:

  • маленькое количество самих швей и портных;
  • низкий уровень профессиональной подготовки конструкторов, закройщиков и портных;
  • ручное конструирование и отсутствие опыта в профессиональных программах;
  • несоответствие полученных знаний современным технологиям;
  • отсутствие в отечественной модной индустрии института байерства;
  • нехватка организаторов производственного процесса и грамотных менеджеров, из-за чего дизайнеры остаются наедине со своим творчеством и идеями;
  • сложность организации брендинга;
  • несоответствие уровня подготовки специалистов в профессиональных заведениях предъявляемым к ним требованиям и современным технологиям.

Еще несколько лет назад менеджер по продукту был молодым специалистом со знанием языка и не всегда с образованием технолога или конструктора. В большинстве случаев такой специалист требовался на работу в Китай, Индию и Турцию. Теперь это должен быть грамотный технолог, который будет работать с фабриками на территории России. Соответственно, и квалификационные требования к таким работникам сильно изменились.

 


Одной из наиболее распространенных форм взаимоотношений компании и сотрудника стал фриланс. Спрос на проектных менеджеров вырос на 40%. Как отмечает Елена Залесская, доля такого сотрудничества будет расти еще больше.

 

Кроме креативной сферы, все больше будут востребованы IT-технологии. Возрос спрос на специалистов, помогающих продвигать бренд в социальных сетях. Больше внимания уделяется аналитике – ​увеличилось количество таких позиций, как руководитель группы товарной аналитики, аналитик по товародвижению, аналитик в отдел логистики, главный аналитик по ценообразованию.


Любопытно, что почти 90% соискателей испытывают трудности при составлении резюме и сопроводительных писем. Потенциальному сотруднику сложно позиционировать себя самостоятельно и правильно расставить приоритеты в описании своего профессионального опыта, а также подобрать ключевые слова для быстрого поиска резюме в базе поисковых систем. Именно поэтому люди получают отказы на стадии просмотра резюме рекрутерами.


Напоследок эксперт порадовала слушателей информацией о том, что впервые с 2014 года начали восстанавливаться заработные платы. Примерный рост зарплат составил 25–30%.


Подводя итоги, можно отметить следующие тенденции на рынке труда в модной индустрии:
1. Востребованность дизайнеров с европейским опытом или образованием. Появились заказы от российских компаний, которые готовы привлекать студентов, закончивших курсы или прошедших стажировку в известных европейских домах моды.
2. Расширение рынка фрилансеров, проектных менеджеров. Среди топ-менеджеров в российских компаниях растет доля проектной, временной работы.
3. Появление большого количества fashion-сообществ, порталов, специализированных площадок.
4. Совмещение нескольких должностей в компаниях (например, модельер-конструктор и т. д.).
5. Автоматизация бизнеса.
6. Увеличение доли российских работодателей.
7. Воспитание молодых специалистов внутри компаний. Появление стажировок в крупных производственных компаниях.
8. Спрос на профессионалов широкого профиля (например, конструктор-технолог).
9. Отказ от штатных расписаний. Открытие новой позиции, как и сокращение «лишних» сотрудников, происходит быстро.

10. Трансформация и отмирание ряда профессий.
11. Гибкость условий труда. Все больше компаний готовы предоставить индивидуальные условия сотрудничества ценным работникам.

0