16.10.2017 | Наталья Кулагина

Новая реальность рынка fashion-ритейла

На Fashion Retail 2017 Инга Микаелян, руководитель аналитической группы РБК «Исследования рынков», представила анализ экономического поведения покупателей и новой реальности сферы одежного ритейла.

 

Кризисная ситуация, затронувшая всю российскую экономику, особенно сильно ударила по одежному и смежному с ним обувному ритейлу. Причиной проседания рынка fashion-ритейла стала совокупность нескольких факторов: девальвация рубля, увеличение валютной себестоимости импортных товаров, которые являются основными на рынке, снижение доходов населения. В 2016 году, по сравнению с 2013 годом, рост цен на товары и услуги составил 32,5%, притом что доходы населения за этот период упали на 9,5%. Это привело к падению потребительского спроса, которое выразилось в сокращении потребительского трафика ТЦ и магазинов, а также в снижении конверсии одежных ритейлов. Эксперты отмечают, что для сферы одежного ритейла наступила новая реальность.

 

 

Произошло и изменение модели потребления. Покупатели стали экономить на одежде и реже обновлять гардероб. По данным на февраль 2017 года, расходы на покупку женской одежды сократились на 6%, по сравнению с 2016 годом. При этом цена и возможность купить со скидкой стали решающими факторами, мотивирующими к совершению покупки: на цену обращают внимание 74% покупателей одежды, а 84% интересуются спецпредложениями и скидками, если ассортимент им показался интересным.

 

В интернет-сегменте появилась возможность сэкономить благодаря промокодам. На 131% выросло количество интернет-запросов по ключевому слову «промокод» за август 2016–июль 2017, по сравнению с аналогичным периодом 2015–2016 гг. В общей сложности промокодами в интернете интересовались 11,7 млн россиян, что в 2,3 раза больше, чем годом ранее. Возможно, в скором времени к промокодам, вслед за онлайном, подключатся и офлайн-ритейлеры, отмечает Инга Микаелян.

 

В целом наблюдается очищение рынка, уход слабых игроков, закрытие неэффективных магазинов. Ритейлеры непрерывно оптимизируют бизнес-процессы. Всего в 2015–2016 гг. российский рынок покинули более 30 международных fashion-ритейлеров, но на их место пришли 11 других зарубежных брендов. Между тем аналитик отмечает, что 60 ведущих компаний на рынке одежды не чувствуют кризис, они растут и захватывают те области, откуда ушли конкуренты. Лидерами, по мнению РБК «Исследования рынка», являются: O`Stin, Gloria Jeans, Zara, Bershka, H&M, Adidas, Reebok, «Детский мир». Интернет-сегмент демонстрирует более высокий темп развития: Wildberries и Lamoda растут в кризис в среднем на 30–40%.

 

 

В ближайшие годы не следует ожидать роста рынка в связи с тем, что доходы населения будут расти медленнее, чем цены на товары. Рост реально располагаемых доходов населения на 1–2% в 2017–2019 гг., который обещают в Министерстве экономического развития России, стабилизирует ситуацию, но не приведет к активности потребителя, которая наблюдалась на рынке в докризисный период, отмечает аналитик. Люди станут немного смелее тратить, но выбирать при этом проверенные и качественные товары. В течение 3–5 лет для fashion-ритейла будет характерна модель рационального потребления.

 

Фото: shutterstock.com

0