подпишитесь на новости брендов 
2b2 Журнал
12.02.2018 | Наталья Кулагина

Как появилась реклама в СССР

30 лет назад, в далеком 1988 году, произошло событие, которое можно считать отправной точкой для зарождения будущего российского рекламного рынка, – газета «Известия» и издательский дом «Бурда-ГМбХ» подписали соглашение о совместном выпуске рекламной вкладки.

 

Сейчас, когда мы повсюду сталкиваемся с огромным количеством рекламы, а ее коммуникационное воздействие имеет активный и подчас даже агрессивный характер, трудно представить времена, когда рекламы, в современном ее понимании, не было вовсе. Тем не менее рекламная индустрия начала бурно развиваться по всему миру, а особенно в восточноевропейских странах, только в период 1980–1990-х годов прошлого века. Становление национального рынка рекламы было обусловлено специфическими особенностями развития страны, и его формирование началось лишь в конце 1980-х годов. Точнее, фундамент отечественного рынка рекламы был заложен в 1988 году, когда в газету «Известия», тогда еще бывшую официальным органом Верховного Совета СССР, пришел молодой человек Александр Кутателадзе с необычным бизнес-предложением – выступить посредником в создании совместного советско-германского предприятия, целью которого была публикация иностранной рекламы в «Известиях».

 

 

Александр Кутателадзе с 1971 по 1977 год работал корреспондентом «Комсомольской правды». В 1980 году переехал на постоянное место жительства в Германию (к слову, покинул СССР он как Кутателадзе, а вернулся в Россию уже с фамилией Потёмкин).

 

Как он вспоминал, в 1986 году Раиса Максимовна Горбачева после завершения успешного проекта Burda-Moden в Советском Союзе, в котором участвовал Кутателадзе, на одной из совместных встреч с Аннет Бурдой спросила, какие еще интересные бизнес-идеи можно реализовать. Именно тогда Кутателадзе предложил подумать о первом в истории медиа-сферы СССР запуске иностранной рекламы в печатных изданиях Союза. И для детального обсуждения этой темы ему, при содействии Раисы Максимовны, организовали встречу с главным редактором «Известий» Иваном Лаптевым, а после – с Егором Кузьмичом Лигачевым, секретарем ЦК КПСС. Лигачев идею оценил, особенно после того, как узнал о стоимости каждой полосы рекламной вкладки (она составляла 50 000 долларов США). Кутателадзе даже пришлось несколько раз подтвердить сказанное и более того – включить свою фирму в число рекламодателей в первый рекламный выпуск для исполнения заявленных обязательств. Появившись в начале 1989 года, рекламная вкладка весь первый год выходила только в Москве, через год пошла на Ленинград тиражом 354 000 экземпляров, а затем и на всю страну тиражом около 10 миллионов.

 

Каждая полоса рекламной вкладки стоила 50 тысяч долларов США. Не менее 75% ее площади продавались за твердую валюту, остальное место могло оплачиваться советскими рублями или валютой соцстран.

Вот таким образом в советскую прессу было привнесено революционное новшество. «Известия» первыми из всех массовых газет начали печатать рекламу. На каждой из стадий реализации проекта к нему подключались все новые и новые коллективы, и каждый из участников, конечно, чувствовал себя причастным к оглушительно успешному запуску первой рекламы иностранных предприятий в советских «Известиях». Такая масштабная идея захватила и вдохновила немало людей: многие яркие личности участвовали в создании принципиально нового контента – Василий Захарько, Николай Бондарук, Иван Лаптев, Игорь Галимбиовский... Но, конечно, автором самой успешной коммерческой идеи, «принесшей миллионы на Пушкинскую площадь» («Звездные часы и драма «Известий», В. Захарько, заместитель главного редактора «Известий»), был Александр Кутателадзе, ныне Потёмкин.

0