21.06.2017 | Альбина Весина

Бизнес по-русски

часть 1      часть 2

 

 

Бизнес 2000-х прошел под знаком поисков «темы» и уклонения от налогов. Заработавший свой первый миллион на какой-нибудь «теме» бизнесмен не занимался кропотливым развитием созданного. Он говорил, что «отходит от оперативного управления» (как будто бы когда-то он к нему приходил) и отправлялся искать «новую тему». Поскольку все вокруг росло, «тем» было много. Обычно предприниматель двигался от прозаичного к возвышенному – с «темы» цемента переключался на «тему» мебели или джинсов, нигде не останавливаясь. В итоге на свет рождались уродливые холдинги-франкенштейны, где бизнес по пошиву одежды соседствовал с импортом зеленого горошка и гаражом по изготовлению пластиковых окон. Вишенкой на торте в холдинге обязательно был ресторан – чтобы хвастать перед друзьями. Над холдингами тучами нависали «управляющие компании» – щедрые на бессмысленные директивы ленивые армии бухгалтеров.

 

Но время бешеного роста прошло, цена на нефть упала, а с ней – спрос на золоченые унитазы. Конечно, новые «темы» будут возникать всегда, но для того, чтобы вам было, чем их финансировать, нужно, чтобы старые «темы» приносили доход. То есть нужно заниматься тем самым унылым оперативным управлением – каждый день ходить на работу и читать отчеты. Или нанять управленца – но не такого, на которого можно орать при подчиненных, а профессионала. Долго искать, ошибаться, но найти и нанять. А наняв – доверять и слушать.

Стратегия – это не вещий сон собственника, начитавшегося накануне «Бизнес в стиле фанк», а скучный, многобуквенный план развития, с цифрами, таблицами и графиками.

Можно разрабатывать стратегию самому, можно обратиться к специалистами. Но твердо помнить, что стратегия – это не вещий сон собственника, начитавшегося накануне «Бизнес в стиле фанк», а скучный, многобуквенный план развития, с цифрами, таблицами и графиками. Исследовать рынок, причем не просто выпить с ключевыми клиентами, а реально исследовать – с фокус-группами, деск-ресечами, онлайн-опросами, интервью и т.д. Нанять маркетолога – не для того, чтобы он придумал, как продать наконец то, что годами лежит на складе, а чтобы помог создать тот продукт, который захотят купить. Перестать считать наличие чистой прибыли признаком успеха. Открыть для себя понятия «оборачиваемость» и «оборотный капитал». Обнаружить вдруг, что только дебилы согласны работать там, где их называют дебилами. Учить и развивать персонал, потому что нет другого выхода: на рынке труда в свободном доступе имеются в основном неандертальцы в ассортименте, профессионалы даже в кризис редко надолго остаются без работы. А если уж приглашать консультантов по стратегии, то только таких, которые не только берут деньги, а за них работают.

 

Что касается налогов, то тут я не моралист, каждый определяет меру эластичности своей совести сам. Бизнес уходит от налогов везде. Но уж если вы рискуете и уходите в «схемы», так добейтесь, по крайней мере, чтобы «оптимизация налогообложения» не была единственным источником прибыли вашего бизнеса. Если бы мафия зарабатывала столько же, сколько честный бизнес, она бы занялась производством печенья. Но незаконный бизнес подразумевает риск, а риск подразумевает сверхдоход. Если из-под российских бизнесов сейчас выдернуть налоговую «подушку», мало кто останется на горизонте.

Если бы мафия зарабатывала столько же, сколько честный бизнес, она бы занялась производством печенья.

Можно справедливо заметить, что прохиндеев и жуликов хватает в любой стране, что изначально основная масса бизнесов в мире основана на «купить дешевле и продать дороже». Но такому стилю работы сейчас в любой стране мира приходит конец, и только дураки учатся на своих ошибках.

 

Да, у нас вообще особенная страна. Мы считаем, что наше знание о том, что уплаченные нами налоги будут разворованы, дает нам, с одной стороны, моральное право их не платить, с другой – повод огорчаться по поводу плохих дорог. Впрочем, это совсем другая история.